Понятия «модуль», «модульное обучение» «обучающий модуль»
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
Модульное обучение зародилось в конце Второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период.
Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции но их теоретическому и технологическому применению. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения Б.Ф. Скинер, Д.Ж. Рассели др. систематизировали дидактические задачи, придав им категорию модульного обучения.
|
|
Итак, модульное обучение как технология 60-х гг. XX в. в учебных заведения США и западной Европы и быстро распространялась в англоязычных странах.
Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
В нашу страну модульное обучение пришло в конце 80-х годов XX столетия благодаря трудам Юцявичене П.А. и ее последователей:
A.M. Алексюка, М.А. Анденко, Р.С. Бекировой, Н.В. Борисовой,
К.Я. Вязиной, Г.В. Лаврентьевой, Э.В. Лузика, М.А. Чошанова, Т.И.ШАМОВОЙ и др.
Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Отметим особенности модульного обучения (по Чернилевскому)
(см. рис. 7.5):
Рис. 7.5. Особенности модульного обученияРИСУНОК
Модульное обучение
1. обеспечивает обязательную проработку каждого
компонента дидактической системы и наглядное его
представление в модульной программе и модулях;
2. предполагает четкую структуризацию содержания
обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
|
|
2. предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся. Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить высокую технологичность, которая определяется:
- структуризацией содержания обучения;
- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом)
в форме модульной программы;
- вариативностью структурных организационно-ме
тодических единиц.
По сути модульное обучение можно определить как инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознается программа обучения и собственная траектория учения).
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного
Обучения?
Модуль (латинское слово – modulus = мера) – это минимальная дидактическая единица учебной информации, выполняющая полифункциональную роль и обеспечивающая целостное усвоение содержания образования.
Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т. Тимофеева). Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Итак, можно утверждать, что м одуль как целевой функциональный узел содержит в себе учебное содержание и технологию овладения им, которая должна в обязательном порядке содержит познавательную и профессиональную характеристики.
В связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) в частях модуля.
Задача первой познавательной (информационной) части — формирование теоретических знаний,
функции второй / учебно-профессиональной (деятельностной)/ — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы.
Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
На рис. 18 представлена структурная схема обучающего модуля.
Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся. для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.
К функциональным признакам обучающего модуля (учебного модуля) относятся:
|
|
· единица государственного учебного плана по специальности, которая представляет набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;
* организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает
междисциплинарные связи учебного процесса;
* способ интегрированности определенного кванта знаний
* средство монодисциплинарных связей;
* форма ориентации на профессионально-видовую созидательную деятельность — конечный результат обучения;
* организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
Отметим суть технологии модульного обучения. Она заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и факторов осуществляется укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение студентами полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения (см. рис. 7.6).
Рис. 7.6. Варианты обучения на основе модульной технологии РИСУНОК
Технология модульного обучения включает и рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений. Суть этой системы состоит в передаче «нитей» контроля из рук преподавателя в руки обучаемого, что расширяет самостоятельность студента в процессе обучения.
Это достигается введением правил начисления баллов за весь спектр учебно-познавательной деятельности обучаемого (этому вопросу посвящен один из вопросов лекции).
Итак, дидактическая система модульного обучения, так же как и другая дидактическая система, предполагает проектирование содержания обучения в соответствиис целями обучения, общедидактическими принципами и критериями. Просматриваются различные подходы к проектированию модульных программ.
|
|
Содержание автономных модулей формируется на основе соблюдения принципов структуризации содержания обучения и должно быть представлено в компактном и наглядном виде, обеспечено дидактическим материалом, проблемными и прикладными задачами.