Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного

Понятия «модуль», «модульное обучение» «обучающий модуль»

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезау­русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модуль­ный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.

Модульное обучение зародилось в конце Второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходи­мы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период.

Были детально изуче­ны индустриальные задачи и разработаны инструкции но их теоретическому и технологическому примене­нию. Это было уже разно­видностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональ­ному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионально­го обучения Б.Ф. Скинер, Д.Ж. Рассели др. системати­зировали дидактические задачи, придав им категорию модульного обучения.

 

Итак, модульное обучение как технология 60-х гг. XX в. в учебных заведения США и западной Европы и быстро распространялась в англоязычных странах.

Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

 

В нашу страну модульное обучение пришло в конце 80-х годов XX столетия благодаря трудам Юцявичене П.А. и ее последователей:

A.M. Алексюка, М.А. Анденко, Р.С. Бекировой, Н.В. Борисовой,

К.Я. Вязиной, Г.В. Лаврентьевой, Э.В. Лузика, М.А. Чошанова, Т.И.ШАМОВОЙ и др.

 

Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

 

Отметим особенности модульного обучения (по Чернилевскому)

(см. рис. 7.5):

Рис. 7.5. Особенности модульного обученияРИСУНОК

Модульное обучение

1. обеспечивает обязательную проработку каждого
компонента дидактической системы и наглядное его
представление в модульной программе и модулях;

 

2. предполагает четкую структуризацию содержания
обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процес­са информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей коррек­тировать процесс обучения;

 

2. предусматривает вариативность обучения, адапта­цию учебного процесса к индивидуальным воз­можностям и запросам обучающихся. Эти отличительные особенности модульного обу­чения позволяют выявить высокую технологичность, которая определяется:

 

- структуризацией содержания обучения;

 

- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содер­жания, способов управления учебным процессом)
в форме модульной программы;

 

- вариативностью структурных организационно-ме­
тодических единиц.

 

По сути модульное обучение можно опре­делить как инновационный вид обучения, основан­ный на деятельностном подходе и принципе сознатель­ности (осознается программа обучения и собственная траектория учения).

 

 

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного

Обучения?

Модуль (латинское слово – modulus = мера) – это минимальная дидактическая единица учебной информации, выполняющая полифункциональную роль и обеспечивающая целостное усвоение содержания образования.

 

Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функци­ональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специа­листа (Ю.Т. Тимофеева). Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.

 

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Итак, можно утверждать, что м одуль как целевой функциональный узел содержит в себе учебное содержание и технологию овладения им, которая должна в обязательном порядке содержит познавательную и профессиональную характе­ристики.

В связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) в частях модуля.

 

Задача первой познавательной (информационной) части — формирование теоретических знаний,

 

функции второй / учебно-профессиональной (деятельностной)/ — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

 

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це­лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы.

Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.

 

На рис. 18 представлена структурная схема обучающего моду­ля.

 

Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

 

Каждый из элементов модуля должен иметь со­ответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся. для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.

 

К функциональным признакам обучающего модуля (учебного модуля) относятся:

· единица государственного учебного плана по спе­циальности, которая представляет набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалифика­ционной характеристики;

 

* организационно-методическая междисциплинар­ная структура, которая представляет набор тем (раз­делов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает
междисциплинарные связи учебного процесса;

* способ интегрированности определенного кванта знаний

 

* средство монодисциплинарных связей;

 

* форма ориентации на профессионально-видовую созидательную деятельность — конечный резуль­тат обучения;

 

* организационно-методическая структурная едини­ца в рамках одной учебной дисциплины.

 

Отметим суть технологии модульного обучения. Она заклю­чается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и факторов осуществляется укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обуче­ния, направленных на самостоятельный выбор и про­хождение студентами полного, сокращенного или уг­лубленного вариантов обучения (см. рис. 7.6).

Рис. 7.6. Варианты обучения на основе модульной технологии РИСУНОК

Технология модульного обучения включает и рейтин­говую систему контроля и оценки учебных достижений. Суть этой системы состоит в передаче «нитей» конт­роля из рук преподавателя в руки обучаемого, что расширяет самостоятельность студента в процессе обучения.

Это до­стигается введением правил начисления баллов за весь спектр учебно-познавательной деятельности обучаемо­го (этому вопросу посвящен один из вопросов лекции).

Итак, дидактическая система модульного обучения, так же как и другая дидактическая система, предпола­гает проектирование содержания обучения в соответствиис целями обучения, общедидактическими прин­ципами и критериями. Просматриваются различные подходы к проектированию модульных программ.

Содержание автономных модулей формируется на осно­ве соблюдения принципов структуризации содержания обучения и должно быть представлено в компактном и наглядном виде, обеспечено дидактическим материа­лом, проблемными и прикладными задачами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: