Интегрированная цель с совокупностью частных целей, должна составлять один модуль

Принцип динамичности (оперативности) обеспечивает свободное изменение со­держания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение соци­альных, общетехнических знаний и даже время от времени застав­ляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инерт­ность, присущая всем звеньям образования, является одной из при­чин разрыва между образованием и условиями жизни общества.

Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно пере­рабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного по­ложения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебно­го материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро из­менять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Реализуя принцип ди­намичности сформулируем его педагогические правила:

• Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого мо­
дуля, может легко изменяться или дополняться;

* Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

• Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его
элементы могли быть легко заменимы.

. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реа-

оации принципа действенности и оперативности знаний следующие:

*Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и спос|обов действий.

• Для достижения поставленных целей возможно и дисципли­
нарное и междисциплинарное построение содержания модулей по
логике мыслительной или практической деятельности.

• Обучение должно организовываться на основе проблемного
подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое от­
ношение к учению.

Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

 

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей егоусвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих Педагогических правил:

1. При индивидуализации содержания обучения необходима ис­ходная диагностика знаний.

2. Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее
результатам можно было легко построить индивидуализированную
структуру конкретного модуля.

3. Для индивидуализации содержания обучения необходим ана­лиз потребности обучения со стороны обучаемого.

4. С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и инди­видуализированные цели обучения.

5. Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.

6. Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.

7. Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после до­стижения определенной цели обучения.

 

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения.

Не­обходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучае­мых.

Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучае­мых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.

Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и прак­тической деятельности.

При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагоги­ческие правила:

 

• Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модуль­ную программу, разработанную на продолжительный этап обуче­ния (курс, год или весь период).

• В ней точно указывается комплексная дидактическая цель,
которую обучающий должен понять и осознать как лично значи­
мый и ожидаемый результат.

• В нее входит программа учебных действий для достижения
намеченной цели, а обучающийся обеспечивается путеводителем
для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.

 

• В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятель­ности.

 

· В начале каждого элемента следует точно указать частные цели f учения в качестве результатов деятельности.

 

Принцип разносторонности методического консультирования |требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности преподавателя. Данный принцип часто называют принципом обратной связи.

Принцип реализации обратной связи обеспечи­вает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля. Модули, обустроенные системой са­моконтроля и самоорганизации, позволяют перевести информационно-контролирующие функции преподава­теля в собственно-координирующие функции обучаю­щегося.

На эффективность учения влияет множество факторов, прежде рвсего соответствие содержания обучения возможностям учащихся.

Юднако и при соблюдении этого условия в процессе учения возни­кает много сложностей, в частности, из-за неумения обучающих-|ся выбирать оптимальные пути усвоения материала, неразвитости шавыков самостоятельного познания.

Существуют проблемы и в (деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, [неумения применять все методы обучения и выбирать наиболее ([приемлемый для данных условий или их сочетания.

Пути решения этих проблем раскрывают педагогические прави-|ла, реализация принципа разносторонности методического кон­сультирования:

 

' Учебный материал следует представлять в модулях с использо-|ванием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение {[информации.

 

Должны быть предложены различные методы и пути усвоения одержания обучения, которые обучающийся может выбирать сво-одно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собствен-: оригинальный метод учения.

 

1 Необходимо осуществлять методическое консультирование педа-эга по организации процесса обучения. В качестве альтернативных -шений могут выступить различные методы и организационные схе-обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции конкретного содержания.

1 Педагог может свободно выбирать предложенные методы и орга-зационные цели обучения или работать по своим, оригиналь­ным методам и организационным схемам.

• В тех случаях, когда преподаватель сам строи! модуль, жела-
тельно в его содержание включить используемые им методы обуче­
ния, так как это создает условия для обмена опытом между педаго­
гами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.

Важно соблюдать принцип паритетности.

В последние годы уде­ляется особое внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправ­ление. Необходимо сосредоточить внимание на создании базисно­го условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встречь педагога и обучаемого является предоставление первым информации второ­му? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего делает «информационные инъекции», забывая о необходимости исполь­зования других функций.

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализу­ет консультативно-координирующую функцию на основе индиви­дуального подхода к каждому.

Но для этого необходимо обеспе­чить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучаемый смо­жет самостоятельно организовать усвоение нового материала и при­ходить на каждую педагогическую встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т.п.

Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюде­ния следующих педагогических правил:

• Модульная программа обеспечивает возможность самостоятель­ного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня.

• Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто

информационной функции и создавать условия для более яркого про­явления консультативно-координирующей функции.

Модули должны создавать условия для совместного выбора пе­агогом и учеником оптимального пути обучения.

• В процессе модульного обучения преподаватель передает не­которые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.

 

Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения.

Все названные принципы опираются на общедактические и взаимосвязаны с ними.

 

3. Принципы проектирования модульной програм­мы Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении

Принципы проектирования модульной програм­мы.

Модульная программа — это дидактическая пара­дигма (рис. 7.7), состоящая из модулей, каждый из ко­торых имеет вполне определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивает­ся конкретной дозой содержания учебного материала. Усвоение дидактического материала диагностируется контрольными заданиями

Рис. 7.7. Структура модульной программы (поД.Е. Назарову)

Содержание учебного предмета оформляется в виде программы, проектирование которой ведется на основе общепринятых принципов (см. рис. 7.8):

 

- компоновки содержания учебного предмета вокруг
базовых понятий и методов;

- систематичности и логической последовательнос­ти изложения учебного материала;

- целостности и практической значимости содер­жания;

- наглядности представления учебного материала.

 

Рис. 7.8. Принципы проектирования учебной программы РИСУНОК

Модульную программу по учебному предмету сле­дует проектировать на основе изложенных выше прин­ципов, но с учетом специфики модульного обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: