Каковы могут быть методы контроля?

Текущий контроль прово­дится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний студента, стабиль­ность выполнения им учебного графика, его активность.

 

Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оценок качества обучения студента:

• по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);

• по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

• в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

 

Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оценки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения.

 

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполнен­ных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описывает, при каком качестве выполнения данного задания какая студенту положена оценка.

Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает макси­мально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения Предмета, например, в течение нескольких семестров, накашшвается итоговая предметная рейтинговая сумма предметный рей­тинг студента.

Преподаватель опреде.чяет сумму максимальных рейтинговых по всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента за один семестр — его RS max.

Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: Ri — итоговый предметный рейтинг студента.

 

Если RSj > К 4 % от RSmax, то «отлично»

 

Если К 4 % от Rsj > Rsi > К3% от RSmax, то «хорошо»

 

Если К.3% от RSmax >Rsi > K2% от RSmax, то «удовлетворительно»

 

Если К2% от RSmax >Rsi >K1% от RSmax, то «неудовлетворительно»

 

Если Rsi < К1% от RSmax, то «кол»

 

Поскольку студент изучает и другие предметы, то целесообраз­но для одной специальности по всем предметам назначить одни и те же числовые параметры К1,К2,КЗ и К4. После этого преподава­тель делает пометку: «Данный предметный рейтинг студента опре­деляется после обучения в течение программного времени Т».

На этом подготовка рейтинговой шкалы самим преподавателем-предметником закончена. Ее только нужно нормализовать в диа­логе с ПЭВМ, чтобы можно было унифицировать рейтинговые шкалы для всех предметов, которые изучают в течение семестра студенты одной и той же специальности.

 

В ПЭВМ вводят следую­щие данные:

число рейтинговых измерений;

значение параметров К1, К2, КЗ и К4;

максимально возможные рейтинговые показатели для перво­го, второго и т.д. измерений.

 

После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой шка­лы так, итоговый предметный рейтинг RSmax был стандартный для данной специальности, например RSImax — 1000.

В результате полу­чают унифицированную шкалу рейтинга.

 

Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рей­тинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнения контрольных заданий.

В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами вывешивают списки студентов данной специальности и курса с показателями рейтинговых приращений в течение прошедшего ме­сяца. То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешно­сти обучения студентов по данному учебному предмету, который активизирует самостоятельную работу студента.

 

Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студен­ту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выпол­нения студентами контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподава­теля, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «сла­бости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к професси­ональной работе творчески, с большей рштеллектуальной самоот­дачей.

 

Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой си­стеме сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итого­вое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди сту­дентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, ли6o за все время обучения по данному предме­ту). В этой же ведомости он записывает максимально возможный итоговый предметный рейтинг (RSmax = 1000) и время Т, выделен­ное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре.

Форма ведомости предметного рейтинга студентов представлена на рис.19. В нее введены следующие условные обозначения:

i max — количество студентов в группе (на специальности, курсе),

RSmax — максимально возможное значение предметного рейтин­га, которое можно было получить за усвоение материала данного учебного предмета;

i — номер студента в контингенте учащихся;

К — номер кафедры (порядковый принимается по решению ка­федр и ректората соответственно);

р — номер учебного предмета конкретной кафедры;

Р — ранг студента, т. е. место занимаемое им по рейтинговому показателю;

Трк — количество часов, отведенное на р-предмет k-кафедры в учебном плане.

Проставляются так же даты начала преподавания этого предме­та и проведения рейтингового контроля.

Ведомость может бьггь стар­товой, если предмет будет преподаваться и в следующих семест­рах, промежуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет преподавался последний или один семестр.

Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.

 

Мониторинг — рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (Ml, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семест­ре рейтинговый контроль (Рм).

Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончатель­ного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре за­нятий и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения.

 

Кроме предметного рейтинга, могут определяться кафедраль­ный и общий семестровый рейтинг студента, которые учитывают­ся при распределении между студентами привилегий (материаль­ная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, рас­пределение путевок, плата за обучение и т.п.).

С помощью мониторинга общего рейтинга обученности студен­та в течение всего периода обучения в вузе можно проследить дина­мику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д.

 

• получать, накапливать и выдавать достоверную информацию
о состоянии дел у студента, ipyniibi, потока м любой промежуток
времени и на текущий момент;

 

• прогнозировать положение дел у студента на некоторые вре­
менные периоды;

 

 

• регулировать учебный процесс в соответствии с программны­
ми целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

 

• стимулировать активное приобретение знаний студентами, вы­
являть лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

 

 

• определять статус студента, группы, потока в глазах самих
студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;

 

• создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения
междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обу­
чения (обязательной и производительной, базовой и профессио­
нальной программ обучения);

• использовать в процессе обучения компьютерные системы,
вычислительную и организационную технику;

 

• свободно выбрать в соответствии со способностями и наклон­
ностями студента уровень и направленность подготовки;

 

 

• создать новую среду для разработки эффективного методичес­
кого обучения; повысить производительность труда участников про­
изводительного процесса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: