double arrow

Й учебный вопрос «Эволюция развития нормативного регулирования банкротства в Российской Федерации»


Согласно рассмотренной хронологии отметим нормативные акты, которые оказали влияние на развитие организационно-правовых аспектов института банкротства в Российской Федерации:

1) Указ Президента РФ от 14 июня 1992 № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Первая попытка возродить инсти­тут банкротства в Российской Федерации.

2) Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Закон являлся не доработанным, он был дополнен множеством Указов Президента и Постановлений Правительства;

3) Постановление Совета Министров РФ и Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 «О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом». Принятие данного документа регламентировало деятельность основного государственного органа, регулирующего все вопросы несостоятельности предприятий;

4) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Согласно Указу на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) были возложены некото­рые важные функции, например:

– определение необходимых признаков (условий) наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника, являющихся основанием для назначения внешнего управления его имуществом или его санации;

– представление в арбитражный суд заключения по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника;

– обращение в арбитражный суд с заявлениями: о пересмотре плана проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника; продолжении внешнего управления имуществом этого предприятия либо о его прекращении и об открытии конкурсного производства; неэффективном проведении санации или действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов Российской Федерации как собственника предприятия-должника;

– организация работ по оценке стоимости активов предприятия-должника и т.д.;

5) Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Оно имело большое значение, так как в нем впервые была разработана система критериев для признания структуры баланса неудовлетворительной. Это всем известные коэффициенты:




- текущей ликвидности,

- обеспеченности собственными средствами,

- восстановления (утраты) платежеспособности.

Кроме того, в документе были освещены вопросы предоставления государственной помощи предприятиям-должникам;

6) Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников». В нем был установлен порядок продажи государственных предприятий-должников. Этот нормативный акт имел важное значение, так как в России государство является собственником большого количества предприятий;

7) Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 30 июня 1994 г. № 15-Р «Об учете неплатежеспособных предприятий». Документ важен тем, что он положил начало учету неплатежеспособных предприятий (при помощи учетной карты и т.п.). Такой учет необходим для сбора информации по предприятиям и дальнейшего ее анализа;

8) Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 12 августа 1994 г. № 31 «Об утверждении методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса». В настоящее время этот документ в данной редакции недействителен, но в свое время он стал методикой, по которой анализировалось финансовое состояние потенциальных банкротов;



9) Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 13 сентября 1994 г. «Об аттестации специалистов по антикризисному управлению» (последняя редакция — от 2 февраля 1994 г.). Безусловно, тщательный отбор специалистов по антикризисному управлению и их аттестация являются важным моментом в реализации механизма банкротства в Российской Федерации;

10) Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. № 70-р.

11) Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 5 декабря 1994 г. № 98-Р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления». Бизнес-план является одним из основных сводных документов финансового оздоровления. Именно в данном документе анализируются процессы изменения состояния предприятия и разрабатываются мероприятия, с помощью которых руководство намерено преодолеть возникшую кризисную ситуацию, чтобы предотвратить банкротство. Регламентирование формы бизнес-плана было необходимо;

12) Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»;

 

13) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Этот Закон включен в перечень нормативных актов, потому что он оказывает косвенное влияние на развитие института банкротства в нашей стране: обеспечение сохранности имущества должника имеет большое значение;

14) Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он заменил Закон о несостоятельности (банкротстве) от 19 ноября 1992 г. Федеральный закон от 8 января 1998 г. не является новой редакцией Закона РФ от 19 ноября 1992 г. Его основой является совершенно иная идеология, которая базируется на отказе от принципа «неоплатности» долга при определении критерия банкротства (т.е. банкротом мог быть признан тот, кто не мог оплатить свой долг). В Федеральном законе от 8 января 1998 г. основой критерия банкротства является принцип «неплатежеспособности». Если по нормам Закона РФ от 19 ноября 1992 г. банкротству не подлежали организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, то в Федеральном законе от 8 января 1998 г. этой нормы нет. Новый Закон иначе, чем предыдущий, определяет признаки банкротства;

15) Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства», а также Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства. Данные документы были приняты в целях повышения эффективности процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

16) Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537 «О федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению». Эта служба заменила Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Она стала федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций;

17) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (утратил силу с 1 января 2015 г.). Действие Закона ограничивалось сферой деятельности кредитных организаций и свидетельствовало о начале развития института банкротства в Российской Федерации не только по вертикали, но и по горизонтали;

18) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (утратил силу с 1 июля 2009 г.). Он регулировал особенности процедур банкротства, применяемых к субъектам естественных монополий ТЭКа;

19) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот Закон действует в настоящее время.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: