К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
* словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);
|
|
* словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)
* произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);
* грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
* стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).
В процессе делового общения это представлено как взаимосвязь различных этапов деятельности (например, планирующего, координирующего и др.). Результативность данной деятельности обеспечивается в значительной мере коммуникативной компетентностью - комплексом знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, воспитания и обучения, в том числе специального обучения красноречию.