Философское понимание мира

 

1. Бытие и небытие.

2. Материя

3. Движение.

4. Пространство и время.

 

Учение о бытии (онтологию) уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно общая характеристика того, что присуще всему в мире. Она необходима, поскольку познавательная деятельность всегда опирается на некоторые предварительные, существующие еще до начала познания всякого конкретного объекта представления о его устройстве. Эти представления определяют общую стратегию или программу познавательных действий.

Понятие бытие в философии получило двоякое истолкование «чистое бытие» и «субстанциальное бытие».

«Чистое бытие» - это существование, взятое в отвлечении от конкретных признаков. Парменид в 6 веке до нашей эры доказывал, что из понятия бытия вытекает отсутствие небытия. Мы не можем помыслить небытие, ибо если мы помыслили о нем, оно уже существует в нашем мышлении. Если небытие немыслимо, его нет, ничто не может возникнуть из ничего и исчезнуть. Первое есть появление из небытия, второе обращение в небытие. Значит, бытие неподвижно, в нем не может быть изменений. Бытие едино, неделимо, не имеет границ. Таким образом, мир у Парменида – мысленная конструкция. В философии Гегеля чистое бытие есть начальная точка развития Абсолютной идеи. Гегель отождествляет чистое бытие и чистое ничто. Он вводит понятие «становление», в котором эти понятия синтезируются. Нечто уже имеет бытие, так как становится, но и не имеет бытия, так как еще не стало. Становление имеет своим результатом нечто ставшее. Это наличное бытие, обладающее качественной определенностью, в отличие от небытия.

Другой подход состоит в том, чтобы искать «истинно сущее» в каком-то первоначале, первоисточнике, первопричине всего, что есть в мире. Речь идет о наличном бытии чего-то, что образует всеобщую основу мироздания. Эта трактовка связана с представлением о единстве мира, которое обусловлено не только тем, что все содержащееся в нем существует, но и тем, что все существующее происходит из единого начала и характеризуется некоторыми всеобщими, универсальными, неотъемлемо присущими любой вещи свойствами.

Такое начало в философии называют субстанцией (сущность, первооснова), а всеобщие и неотъемлемые свойства вещей, обусловленные их происхождением из единого начала, атрибутами.

Идея происхождения всего разнообразия мира из первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависимо от богов и людей стимулировала поиск исходного материала. Им стала материя. В ходе развития философской мысли строились различные онтологии.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности.

Категория материи выполняет разные функции:

1) выражает мысль о существовании объективной реальности, независимой от сознания, от духовных сил;

2) характеризует то общее, что имеется во всех вещах;

3) определяет в самом общем виде путь, ведущий к познанию всех вещей, общую программу или стратегию, которой следует руководствоваться в их познании.

Первоначально материя понималась как субстрат, материал, вещество, из которого все сделано. Он вечен, несотворим, неуничтожим. Но открытие новых видов, форм, состояний материи немедленно вскрывало узость субстратной концепции. Любой вид материи, атом, эфир – образуется из других видов и исчезает. Следовательно, он не является простейшим. Диалектическое понимание материи приводит к идее ее неисчерпаемости, существования бесконечного многообразия форм, видов, состояний. Это понимание предполагает бесконечное многообразие материи и утверждает, что все они изменчивы и преходящи.

Онтологической моделью диалектической концепции становится субстанция, которая характеризуется своими атрибутами. Субстанция– совокупность атрибутов, материя - система атрибутов, взятых как целое.

Атрибуты существуют в объективной реальности независимо от нашего сознания. Понятия об атрибутах – знания о них, существующие в нашем сознании. Это онтологические категории.

Структура атрибутивной модели:

Явление – внешняя сторона объекта, которая отражается человеком в чувственных образах.

Сущность – внутренняя сторона объекта, недоступная непосредственному чувственному созерцанию и постигаемая с помощью мышления. Чтобы познать явление, надо его наблюдать, чтобы познать сущность, его надо понять. Знание о явлении выражается в описании. Знание о сущности – в объяснении. Явление единично, сущность – общее. Явление изменчиво, сущность стабильна. Явление не сводимо к сущности, оно всегда богаче.

Явление, как нечто существующее в пространстве есть вещь. Явление, как нечто существующее во времени есть процесс.

Пространство – система отношений, характеризующих протяженность и взаимное расположение вещей.

Время – система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.

Процессы изменения явлений в обобщенном виде характеризуются категорией движения.

Движение – любая развертывающаяся в пространстве и времени последовательность качественных и количественных изменений.

Способ существования материальной системы– движение.

Движение имеет противоречивый характер: в нем изменение сочетается с сохранением того, что изменяется.

На основании пространственной, временной, качественной, количественной определенности явлений возникает возможность строить их системное описание. Системный подход предполагает, что явление в целом рассматривается как синтетическое единство его атрибутов, выделенных в результате проведенного анализа. Каждая часть системы может рассматриваться как система (подсистема). При разделении на мелкие части получаются элементы – на данном уровне познания неразложимые части системы. Совокупность отношений между элементами образует структуру. Целое всегда есть нечто большее, чем просто сумма частей. Причиной является организация – наличие системообразующих, упорядочивающих связей, скрепляющих элементы системы в одно целое. Чем сильнее связи, тем больше целостность.

Рассматривая вещи и процессы как системы, находящиеся в движении, можно выделить два случая:

1. Происходящие в системе изменения элементов и структуры компенсирую друг друга так, что система либо не меняется, либо меняется циклично. Подобные системы стационарны.

2. Изменения элементов и структуры происходят так, что в системе совершаются необратимые качественные преобразования, в результате которого она все больше отклоняется от первоначального состояния. Такие системы называются эволюционирующими.

Замкнутые системы эволюционируют к стационарному состоянию, определяемому максимум энтропии. Это состояние характеризуется хаотическим движением частиц и является стабильным, так как от такого движения оно не изменяется. Все реально существующие системы являются открытыми. Различие между стационарными и эволюционирующими системами относительно. Во многом зависит от времени наблюдения.

Существование и эволюция открытой системы зависит с одной стороны от ее внутреннего устройства, с другой – от взаимодействия с внешней средой. В этом взаимодействии ее энтропия может и увеличиваться, и оставаться неизменной, и уменьшаться (за счет роста энтропии в окружающей среде).

Уменьшение энтропии связано с дифференциацией системы, усложнением ее структуры и ростом уровня организации.

Эволюционирующие системы, в которых происходит рост уровня организации, - это системы развивающиеся.

Развитие – эволюция системы, связанная с усложнением ее организации.

Атрибуты сущности

Закон выражает объективно существующую устойчивую связь, которая скрепляет явления и заставляет их сочетаться и согласовываться. Закон – общая и инвариантная связь между элементами системы.

Изменяя условия действия законов, люди получают возможность использовать их для достижения желаемых результатов. А путем создания новых базисных условий они в состоянии прекратить действие одних законов и привести другие.

Действие законов проявляется в регулярности, повторяемости явлений, которую можно подметить в опыте, в наблюдениях и экспериментах. Эту регулярность называют закономерностью.

Законы определяют, что происходит с объектами при изменении условий. Различие между тем, каков есть объект, каково его актуальное бытие в имеющихся условиях и тем, каким он может быть, каково его потенциальное бытие в изменившихся условиях, выражается в нашем мышлении с помощью категорий «действительность» и «возможность».

Возможность – вариант изменения действительности, который не противоречит ее законам.

Вероятность – это количественная мера возможности, оценка степени ее осуществимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: