Система стандартизации Российской Федерации

Система стандартизации РФ - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства (сл.2). Указанный комплекс заменил ранее действовавший комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации» (ГСС РФ). Новый комплекс должен был охватить все уровни, в частности стандартизацию на уровне отдельных организаций. Как и в системе прежней ГСС, в новом комплексе также регламентируются работы по стандартизации на международном и региональном уровнях. Учитывая существующие параллели в функциях между ГСС РФ и НСС РФ, для лучшего усвоения материала рассмотрим функции и структуру систем стандартизации на примере ГСС как более регламентированной.

Назначение системы стандартизации. В современных условиях развития хозяйства страны стандартизация является важным фактором государственного воздействия на углубление специализации и кооперирования производства, ускорение внедрения достижений науки и техники, улучшение качества продукции и повышение производительности труда (сл.3). Это воздействие осуществляется через созданную и внедряющуюся государственную систему стандартизации (ГСС), определяющую основные цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хо­зяйства страны и бывших союзных республик. Государственная система стандартизации закреплена специальным комплексом стандартов (ГОСТ 1.0-68 - ГОСТ 1.5-68) и устанавливает единый для всех отраслей народного хозяйства порядок планирования стандартизации, разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания и внедрения стандартов, государственного надзора и ведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, а также систему органов стандартизации (сл.3).

Главной задачей стандартов было и остается обеспечение их высокого научно-технического уровня. Как указано в ГОСТ 1.0-68, в стандартах, наряду с нормами на освоенную продукцию, должны предусматриваться новые, более прогрессивные нормы и требования, опережающие достигнутый уровень производства, с дифференцированными сроками их введения.

В настоящее время планируется разработка стандартов на сельскохозяйственную продукцию, показатели и нормы которых должны обеспечить повышение качества продукции земледелия и животноводства, широкое внедрение наиболее продуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, современной технологии производства, а также более полное использование сельскохозяйственного сырья и предотвращение потерь сельскохозяйственной продукции при транспортировании, хранении и переработке.

ГСС содержит ряд принципиальных положений в части нормативно-технической документации. Введен принцип отраслевой принадлежности стандартов и технических условий по определенным группам продукции с закреплением их за соответствующими министерствами и ведомствами, независимо от подчиненности организаций и предприятий, разрабатывающих и выпускающих продукцию (сл.4). Реализация этого принципа устраняет неоправданное дублирование и несогласованность стандартов и технических условий, повышает ответственность министерств и ведомств за уровень нормативно-технической документации по определенным группам, а также своевременный ее пересмотр и внедрение.

Министерства и ведомства являются организующими центрами осуществления технической политики в отрасли и направляют деятельность по стандартизации в соответствии с закрепленными за ними группами продукции.

ГСС содержит положения о практическом осуществлении задач ускорения технического прогресса, повышения роли стандартов в улучшении качества продукции.

Главная цель ГСС - с помощью стандартов содействовать пропорциональному развитию всех отраслей промышленности и сельского хозяйства (сл.4). Ее построение и функционирование базируются на следующих основных принципах (сл.5):

1) экономический и хозяйственный характер - принятие оптималь-ных решений, эффективных и обязательных как для отдельных предприятий и отраслей, так и для народного хозяйства в целом;

2) динамизм - периодический пересмотр стандартов и технических условий, их постоянное обновление, применение ступенчатых показателей;

3) комплексность - системный подход к решению задач стандартизации.

Созданная в нашей стране ГСС существенно расширила сферу применения стандартов, конкретизировала формы и методы работ по стандартизации.

 

2. Нормативные документы Государственной системы стандартизации

Основные положения стандартизации как системы управления практической деятельностью по стандартизации закреплены в комплексе нормативных документов ГСС, изданных в виде отдельного сборника нормативных документов. Нормативные документы ГСС регламентируют следующие вопросы (сл.6):

- узаконивание основных терминов и определений стандартизации;

- правила разработки стандартов различного уровня действия;

- порядок использования национальных и международных стандартов;

- правила обновления фонда национальных стандартов;

- процедуру надзора со стороны государства за соблюдением требований, изложенных в стандартах.

Перечень основных нормативных документов ГСС (сл.7):

- ГОСТ Р 1.0-92 «Основные положения»;

- ГОСТ Р 1.2-92 «Порядок разработки государственных стандартов»;

- ГОСТ Р 1.4-93 «Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;

- ГОСТ Р 1.5-92 «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию стандартов».

В 1995 году комплекс был дополнен новыми нормативными документами, целью которых явилось согласование (гармонизация) отечественных и международных правил проведения работ по стандартизации. К новым документам относятся (сл.8):

- ГОСТ Р 1.8-95 «Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;

- ГОСТ Р 1.9-95 «Порядок маркировки продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам»;

- ГОСТ Р 1.10-95 «Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них».

ГСС регламентируются вопросы межгосударственной стандарти-зации путем внедрения следующих нормативных документов (сл.9):

- ГОСТ 1.0-92 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения»;

- ГОСТ 1.2-97 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены документов по межгосударственной стандартизации»;

- ГОСТ 1.5-93 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

К нормативным документам ГСС относятся также правила и рекомендации. (сл.10) Правила - это документы, которые устанавливают обязательные к исполнению организационно-технические и общетехнические положения, способы выполнения работ и требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации регулируют аналогичные вопросы, но добровольны в использовании.

Обозначение правил и рекомендаций состоит из (сл.11):

- индексов ПР или Р соответственно;

- цифрового обозначения Госстандарта России - 50;

- цифрового кода направления работ (по стандартизации - 1; по метрологии - 2; по сертификации - 3);

- регистрационного номера ПР или Р;

- двух последних цифр года утверждения.

Пример обозначения правил: ПР 50.1.001-93 «Правила согласования, утверждения и регистрации технических условий».

 

3. Системы органов и служб стандартизации РФ

Органы и службы по стандартизации - это организации основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. В систему органов и служб стандартизации РФ входят: общероссийский орган по стандартизации и его службы, службы стандартизации в отраслях хозяйства РФ, службы стандар­тизации на предприятиях, организациях (сл.12).

(сл.12) Органом, который осуществляет руководство российской национальной стандартизацией, как уже указывалось выше, осуществляет национальный орган по стандартизации - агентство Ростехрегулирование. (сл.13) Оно как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Ростехрегулирование осуществляет (сл.13):

- принятие программы разработки национальных стандартов;

- утверждение национальных стандартов;

- учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

- введение в действие общероссийских классификаторов техникоэкономической и социальной информации.

(сл.14) Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру органов Ростехрегулирования входят (сл.14):

- Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения - г. Москва);

- Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (г. Санкт- Петербург);

- Южное межрегиональное территориальное управление (г. Ростов-на-Дону);

- Приволжское межрегиональное территориальное управление (г. Нижний Новгород);

- Уральское межрегиональное территориальное управление (г. Екатеринбург);

- Сибирское межрегиональное территориальное управление (г. Новосибирск);

- Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (г. Хабаровск).

Службы стандартизации - организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации) (сл.15).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Госстандарта России (23 научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации (сл.15).

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) - головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) - головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

(сл.15) Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. В настоящее время зарегистрировано более 350 ТК.

Любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача ТК заключается в обеспечении согласований по разработке проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ (сл.16).

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники (сл.16).

Правовые основы стандартизации и отношения между государственными органами управления и предприятиями в области стандартизации регламентируются законами Российской Федерации, которые являются нормативными до­кументами наиболее высокого уровня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: