Коммуникативно-ориентированная модель

Модели принятия решений

 

Базовая модель

выделяет пять этапов, которые должна пройти группа для того, чтобы решение было принято:

1) определение проблемы

2) выявление ограничений

3) выработка альтернатив

4) выбор оптимальной альтернативы

5) исполнение.

Это остов, скелет, который будет обрастать по мере изучения других теорий.

 

Модели рациональных решений

То же самое, но в идеале на 3 этапе должны быть перечислены ВСЕ гипотетически возможные варианты и ВСЕ вероятные последствия реализации каждого из них.

Это утопия, т.к. жизни не хватит, чтобы перебрать все решения. Более того, как правило, мы выбираем не самое лучшее решение, т.к. выбор часто определяется нашими собственными фундаментальными ценностями, а не оптимальной объективностью.

Однако плюс теории – в попытке учесть все-таки все аспекты решений – «мозговой штурм».

Упр. Вам нужно каждое утро принимать решение о том, что надеть на себя.

Предположим, что вы собираетесь надеть рубашку, брюки, носки и ботинки.

1) сначала нужно оценить все рубашки по отдельности – «+» и «-».

2) Потом брюки – с учетом рубашки, которую вы уже выбрали.

3) Носки

4) Ботинки

Как вы обычно подходите к принятию решений (кидаете монетку, составляете список плюсов и минусов)? Меняется ли ваш подход в зависимости от серьезности решения (за кого выйти замуж или какое мороженое купить сегодня)? Сравните свои ответы с ответами других участников группы.

 

Утилитарная модель

Позволяет разобраться, какая из предложенных альтернатив «лучше всех».

1) заранее устанавливаем определенные критерии, которые описывают ключевые достоинства и недостатки выдвинутого предложения.

2) Соотнести, какие из альтернатив удовлетворяют нашим параметрам.

3) Определяем значимость достоинств альтернатив, и неудобства, проблемы сопряженные с ними.

+ можно уберечь группу от влияния на решение повестки дня, политики, статуса отдельных участников.

 

Упр. Кто будет строить ваш дом?

1) критерии: каким хотите видеть дом.

2) Рассмотрение предложений архитекторов и подрядчиков (не зависящее от стоимости)

3) Если деньги в «обрез», то выбираем из отобранных наиболее приемлимый.

 

Оптимизирующая модель

Позволяет выявить различия между имеющейся ситуацией и той ситуацией, которую мы хотели бы получить. Если мы утвердились во мнении, что действовать необходимо, то см. утилитарную модель: определяем критерии своего решения, ранжируем по значимости: что лучше – стоимость или скорость решения? Выбираем то, что наилучшим образом отвечает нашим потребностям.

Харрисон: вообще нужно ли принимать решение? Потребность «делать хоть что-нибудь» - это «ловушка деятельности».

Что лучше всего предпринять, если вы заблудились в лесу и не можете вернуться к цивилизации? Какие действия вероятнее всего повысят ваши шансы на выживание и спасение?

Не суетиться, пытаясь определить, где какие стороны света, а лучше всего сидеть и ждать, чтобы группе легче было найти. Если холодно – костер. Ведь любое наше перемещение усложняет задачу спасателей.

Интуитивная модель

Позволяет учесть богатство и многообразие решений, которые привносят в группу ее участники. Когда внутренний голос говорит, что что-то не так, есть сомнения, необходимо прислушаться.

 

Коммуникативно-ориентированная модель

Вацлавик, Уикленд, Фиш.

1) сформулировать как саму проблему, так и желаемые изменения в терминах поведения (что нужно сделать, чтобы произошли изменения). Чьие действия создают проблему? Присутствует ли фактор социальной лености? Актуальна ли проблема огруппления мышления?

2) Проанализировать прошлые попытки решения проблем в группе. Увенчались ли они успехом или создали больше проблем, чем устранили?

3) Что мы собственно хотим получить? Приход вовремя, выполнение конкретных поручений – лучше сообщить в очень конкретной форме, не питая иллюзий, что люди сами знают, чего от них хотят.

4) Как нам добиться формирования новых поведенческих моделей?

 

Спиральная модель

До этого рассматривали линейные модели: перемещение по прямой из А в В, затем в С, Д.

Шейдел и Кроуэлл – процесс принятия решений часто носит не столь линейный характер. Группа обсуждает, развивает, корректирует и изменяет тии решение. Постоянно осуществляется сверка хода решения, обратная связь.

 

Типы решений

1) унитарные пути решений – нечасто, для сплоченной группы при неясности задач.

2) Комплексный путь решения – проблемы и решения циклического характера, решение одной проблемы влечет появление другой (перевод ИПОиИТ в корпус общежития из-за нехватки аудиторий).

3) путь, ориентированный на решение задачи – в чем суть проблемы, причины, ее порождающие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: