Описание конструкции манекена-тренажера

Манекен-тренажер (далее манекен) предназначен для обучения персонала практическим приемам реанимации при поражении электрическим током и других травмах, в результате которых происходит прекращение дыхания и остановка сердца.

2.1. Манекен изготовлен на базе красно-кожаной куклы, имитирующей пострадавшего в натуральную величину 1700×500×350 мм.

2.2. Манекен содержит функциональные узлы механизмов:

- дыхания;

- непрямого массажа сердца;

- изменения ширины зрачков глаза;

- ритма пульса;

- ритма дыхания;

- пульса на шее и руках;

- запрокидывания головы.

2.3. Голова манекена изготовлена из полистирола, соответствует эстетическим требованиям и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических мер в эксплуатации.

2.4. Пульт предназначен для сигнализации управления механизма манекена.

2.5. Связь механизмов с пультом управления осуществляется шланговым проводом длиной 3,0 м с помощью штепсельных разъемов.

Указания мер безопасности

3.1. Металлический корпус пульта с помощью клеммы "земля" перед включением в сеть необходимо заземлить.

3.2. Электробезопасность при работе с манекеном обеспечена за счет выбора рабочего напряжения постоянного тока — 12 вольт и переменного, частота 50 Гц — 24 вольта.

3.3. При обучении персонала ротовая полость головы манекена подвергается дезинфекции из расчета 2 г спирта на каждого обучаемого с последующим применением марлевой салфетки. Проводится периодическая промывка системы механизма дыхания (200 г спирта). Периодичность — 1 раз в месяц.

3.4. Манекен должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.0070–75 "ССБТ. Изделия электротехнические. Требования безопасности".

Подготовка к работе

4.1. Положить манекен на пульт управления на твердую поверхность на высоте 40–70 см от пола (стол, топчан и др.), сочленить корпус.

4.2. Произвести наружный осмотр манекена и пульт управления с целью выявления механических повреждений.

4.3. Заземлить пульт управления.

4.4. Соединить манекен с пультом управления шланговым приводом посредством штепсельного разъема.

4.5. Включить пульт управления в сеть 220 вольт.

4.6. Проверить исправность механизмов пульта манекена включением их в работу:

4.6.1. Механизм дыхания проверяется методом вдувания воздуха в рот при откинутой до упора головы и зажатии носа. Правильность контролируется специальной лампой "давление нормальное".

4.6.2. Механизм прямого массажа сердца проверяется методом нажатия на грудину. Исправность контролируется лампой "нормально" и "больше".

4.6.3. Механизм изменения ширины зрачков глаз проверяется включением соответствующего тумблера на пульте, при этом в глазнице устанавливается зрачок большего или меньшего диаметра.

4.6.4. Механизм пульса на шее и руках проверяется включением соответствующих тумблеров на пульте.

4.6.5. Механизм ритма дыхания и ритма пульса включается автоматически при проверке исправности механизмов дыхания и наружного массажа, при этом начинают мигать соответствующие лампы на пульте управления с частотой оптимального пульса и дыхания.

Порядок работы

5.1. Работа на манекене предусматривает два этапа: этап обучения, этап проверки навыков.

5.2. Перед началом занятий преподаватель информирует обучающихся о целях и задачах обучения и знакомит их с устройством манекена и правилами работы с ним.

5.3. Этап обучения «Искусственное дыхание изо рта в рот»

5.3.1. На груди манекена, лежащего на спине, расстегнуть одежду, установить состояние и необходимость оказания помощи.

5.3.2. Осмотреть полость рта, имитируя выявление инородных предметов, препятствующих проведению дыхания.

5.3.3. Голову манекена (лежащего на спине) максимально запрокинуть назад, подкладывая одну руку под шею и надавливая другой на лоб (этим обеспечивается проходимость дыхательных путей).

5.3.4. Положить марлевую повязку на рот манекена (делают глубокий вдох, двумя пальцами закрывают ноздри и затем, плотно прижав свой рот ко рту манекена, производят выдох) при этом на пульте управления должна загораться сигнальная лампа "давление нормально".

5.3.5. Ритм искусственного дыхания задается на пульте лампой "искусственное дыхание". Вдувание воздуха производится каждые 5–6 секунд, что соответствует частоте дыхания 10–12 раз в минуту.

Особенности в эффективности данного способа заключаются в том, что оказывающий помощь своим выдыхаемым воздухом, который поступает в легкие потерпевшего и пассивно выходит из груди за счет эластичности легких, восстанавливает их функцию.

5.4. Проведение массажа сердца.

По состоянию пульса (на шее и руках) и зрачка установить необходимость проведения массажа сердца.

5.4.1. Занять место слева или справа у груди манекена и определить место приложения при массаже посредством прощупывания грудной клетки, имитирующей участок конца грудины.

5.4.2. Отступив на два пальца от края грудины, наложить на нее нижнюю часть ладони одной руки, а затем поверх первой руки положить под прямым углом вторую руку.

5.4.3. Надавливание следует производить быстрым толчком, слегка помогая наклоном всего корпуса так, чтобы сместить нижнюю часть грудины на 4 см. При этом на пульте управления загорается зеленая лампа "Усилие нормально". После толчка руки остаются в нижнем положении 0,5 с, далее слегка выпрямиться и расслабить руки, не отнимая их от груди манекена.

5.4.4. При приложении усилия больше нормального на пульте загорается красная лампа — "Усилие больше нормы".

5.4.5. Надавливание производится в такт с лампой "Ритм сердца" (через 0,6–0,7 с). Делаем 12–15 надавливаний.

5.4.6. При одновременном обучении двух лиц, один из обучающихся проводит искусственное дыхание, а второй массаж сердца. При этом на один вдох делается 5 нажатий.

5.4.7. При обучении одного лица, после двух вдуваний производится 15 надавливаний с последующим повторением циклов.

5.5. Этап проверки навыков.

5.5.1. С помощью пульта преподаватель задает различные ситуации на манекене, имитируя то или иное состояние пострадавшего и контролирует правильность соответствующих действий обучаемого. Запуская или останавливая механизм манекена, преподаватель создает условия, с которыми персонал может сталкиваться на практике.

Форма отчета

Кратко описать поставленную задачу, цель работы и последовательность выполнения приемов реанимации. Описать признаки клинической смерти и оживления при реанимации человека и как это отображается на тренажере.

Описать возможные ошибки при выполнении реанимации и как они отражаются на тренажере. Выводы по работе. На ПЭВМ ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

7.1. Какое время здоровый человек может находиться в состоянии клинической смерти?

7.2. Что происходит в организме человека, если не наступает оживление в период клинической смерти?

7.3. Что собой представляет состояние клинической смерти?

7.4. Когда применяется искусственное дыхание?

7.5. Каким способом проводится искусственное дыхание?

7.6. Какова последовательность проведения искусственного дыхания?

7.7. Каков интервал между искусственными вдохами?

7.8. Какие показатели свидетельствуют об эффективности искусственного дыхания?

7.9. Какие показатели свидетельствуют о необходимости проведения наружного массажа сердца?

7.10. С какой периодичностью производится надавливание на грудину пострадавшего?

7.11. На какую величину должна смещаться грудина при надавливании?

7.12. Как чередуются вдувания воздуха и надавливание на грудину, если реанимацию проводит один человек?

7.13. Как происходит реанимация с помощью 2-х человек?

7.14. Каким образом определить эффективность реанимационных мероприятий?

7.15. Для чего служит манекен-тренажер?

7.16. Из каких основных механизмов состоит манекен-тренажер?

7.17. Как удаляется воздух, попавший в желудок, при проведении искусственного дыхания?

Список рекомендуемой литературы

1. Белов, С.В.Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С. В. Белов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 680 с.

2. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н. Г. Занько, К.Р.Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. — 13-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань», 2010. — 672 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: безопасность технологических процессов и производств: охрана труда: учеб. пособие / П. П. Кукин [и др.]. — 5-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2009. — 335 с.

4. Производственная безопасность. Часть 2. Защита от опасных производственных факторов: учеб. пособие / B.C. Бурлуцкий [и др.]; под ред. С.В. Ефремова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 152 с.

5. ГОСТ 12.2.007 0–75 «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности».

Составители:

Гапонов Владимир Лаврентьевич,

Туник Пётр Владимирович,

Гапонов Сергей Владимирович,

Гераськова Светлана Евгеньевна

Гапонова Екатерина Юрьевна

 

 

Обучение навыкам сердечно-легочной

реанимации на манекене–тренажере

 

 

Методические указания

к выполнению лабораторной работы по дисциплине

«Безопасность труда» для студентов направления подготовки

20.03.01 «Техносферная безопасность»

и «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов всех направлений

подготовки и форм обучения

 

 

Редактор А.А. Литвинова

________________________________________________________________

В печать _______________ Формат 60×84/16

Бумага тип № 3 офсет Объем 0,5 усл. п. л..

Заказ № Тираж 50 экз.

________________________________________________________________

 

Издательский центр ДГТУ

Адрес университета и полиграфического предприятия:

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: