Методы создания мостиков. Открытые вопросы

Открытыми вопросами называются те вопросы, па которые можно ответить по-разному. Сам выбор ответа пациентом позволяет многое предвидеть и поэтому имеет диагностическую ценность. Такие вопросы задает большинство специалистов по индивидуальной терапии, особенно на начальных этапах общения с пациентами.

В групповой терапии чаще всего пациенту задаются откры-1Ь1е вопросы, касающиеся его или се представлений о том, что чувствует другой пациент. Открытые вопросы являются мощным средством построения мостиков, потому что в своих выводах пациент проявляет свои собственные чувства в той же мере, что и чувства того, кого он описывает. Открытые вопросы являются приглашением членов группы построить мостики друг к другу, показав свои знания о других.

Например, мы можем спросить Джейн. «Как ты думаешь, что Лесли на самом деле чувствует, когда она покусывает губы?»

Джейн выпаливает:«Разочарование!»

Наверняка Джейн своим ответом рассказала нам кое-что, како себе, так и о Лесли. Но гораздо важнее, в зависимости от точности ее ответа то, что она построила мостик, по которому пройдут другие.

Откровенность приносит откровенность. Ответ Джейн побуждает и других членов группы раскрыться, и желание быть понятым активизирует всю группу, а не только двух женщин. Члены группы чувствуют себя менее одинокими и все больше хотят рассказать о себе.

Мы можем, по желанию, так сформулировать вопросы, что, отвечая на него, член группы опишет себя в той же мере, что и другого человека. Например, двое мужчин в группе реагируют сильным раздражением, если к их словам не проявляют внимания. Мы спросили одного из них, что чувствует и делает один из участников группы, в тот момент, когда другой проявляет агрессивные реакции. Он сказал нам: «Билл оскорбляет Брука, потому что он чувствует, что его чувства игнорируют, и хочет привлечь к себе внимание любым способом». Здесь проявилась двойная откровенность, и вдвойне плодотворная.

Прямые вопросы.

Другой путь создания мостиков — как построить наш вопрос, чтобы он выглядел как утверждение. Мы спрашиваем Артура: «Я предполагаю, тебя тревожит, что Мики расстроен тем, что бы ты сейчас сказал».

Задавая такой вопрос, мы не строим мостики между Артуром и Мики; мы привлекаем внимание других членов группы к внутреннему состоянию Мики, преобразуя потенциальных советчиков Мики в сочувствующих исследователей его внутреннего мира.

Однако, используя такую методику, помните об осторожности. Если тот, на кого мы делаем ставку, говорит нам, что мы не правы, мы должны быстро перестроиться и спросит его, что он в действительности чувствует. Мы никогда не дожны считать себя верховными судьями чьего-либо внутреннего мира. Ими являются его обладатели. Не имеет значения, правы мы или нет.

Нашими приемами можно многого добиться, если они своевременны и правильно использованы. Если мы проявим достаточную гибкость, то можем оказать пациенту реальную помощь, позволив ему опровергнуть нас и «победить». Пациент должен понять, если он еще этого не знает, что независимо от чьей-либо проницательности каждый человек является верховным судьей своего собственного душевного состояния.

Прямые вопросы — мощное средство построения мостиков в группе. С помощью этого метода можно сформировать мостики, которые запечатлеваются па подсознательном уровне. Однако нам нужно помнить, что такие интерпретационные вопросы являются только приглашением для участников сформировать взаимоотношения — и причем такие, как они сами захотят. Если мы будем пытаться применять директивные вопросы для чего-то большего, у членов группы ничего не получится.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: