Маршрут и хронометраж

Остановка № 1

Мин.

предполагает два варианта, необходимость которых обусловлена режимом использования памятника, погодными условиями и основным маршрутом группы.

Рекомендуется 1 вариант, когда первое знакомство группы с собором происходит на улице. Гид может выбрать любую точку, с которой собор хорошо виден. Например, если группы двигается к собору по Красной площади, эта точка может быть на зебре напротив Лобного места. Если группа поднимается к собору от Москворецкого моста, то открывается великолепный вид на собор с Васильевского спуска. На территории собора оптимальная точка для показа – от памятника Минину и Пожарскому.

По воскресеньям по время службы в церкви Василия Блаженного и в дни, когда в собор стоит большая очередь, возможен только по этот вариант.

1 вариант предпочтительнее еще и тем, что в этом случае есть возможность показать собор в ансамбле Красной площади и коснуться его роли в складывании этого ансамбля. Знакомство интуристов с Москвой без знакомства с Красной площадью немыслимо, и здесь представляется великолепная возможность объединить два объекта показа и логично перейти от одного к другому. На этой остановке предполагается дать много информации, поэтому в первом варианте желательно сделать две точки показа, потому что любое движение и перемена места облегчают восприятие.

2 вариант - внутри собора у макета.

(5 мин.)

1. При 1 варианте - Красная площадь и роль Покровского собора в

складывании современного ансамбля Красной площади и ее

мемориального статуса. Собор как градостроительная доминанта

города до 1600 года.

2. При 2 варианте необходимо пояснить, почему сейчас собор

выглядит не так, как на макете, т.е. коснуться темы реставрации.

3. Архитектурно-художественная характеристика, уникальность композиционного построения Покровского собора.

4. Изменение архитектурного облика собора с течением времени. Словесная реконструкция древнего облика собора.

5. Если группа способна воспринять, то можно очень кратко коснуться

темы «Собор как отражение воззрений XVI в.»

Три главные идеи, три главные составляющие, которые

определяют назначение и характер памятника:

- обетный храм в честь взятия Казани;

- идея «Москва - Третий Рим, Второй Иерусалим» как

государственная самоидентификация со времен Ивана Ш;

- сакральное значение идеи Покрова – защиты, заступничества

Богоматери.

 

Переход.

Остановка № 2

Мин.

В случае ведения по 1 варианту – с восточной стороны собора у церкви Василия Блаженного (с восточной стороны).

В случае ведения по 2 варианту – объединяется с остановкой у макета.

Василий Блаженный и Покровский собор. Церковь над могилой св. Василия Блаженного Христа ради юродивого – первое нарушение в архитектурном облике собора. Изменение архитектурного облика собора с XVI по ХХ вв. (Имя Василия Блаженного, благодаря собору, известно всему миру, т.к. в народе собор больше известен под названием «Храм Василия Блаженного». Очень важно, чтобы иностранные туристы поняли, почему произошла «подмена» названия, показать, что церковь над могилой святого пристроена к собору позже, а из-за того, что посещалась она чаще и больше, то ее название перенеслось на весь собор и произошла утрата исторической памяти.)

 

Переход.

Остановка № 3

Мин.

в церкви Василия Блаженного.

1. Ориентация группы относительно собора.

2. Конструктивные особенности церкви Василия

Блаженного.

3. Интерьер и иконостас церкви - стиль модерн к. XIX в.

4. Церковь Василия Блаженного как мартириум.

Василий Блаженный, юродивый Христа ради, как сакрально-социальная личность. (Не коснуться этой темы нельзя, потому что второе название собора – Храм Василия Блаженного, но погружаться в нее не рекомендуется. Во-первых, эта тема лежит вне логики данной экскурсии, во-вторых, дать понятие о сущности юродства и соотнести это с какой-либо европейской традицией в двух словах невозможно.)

Переход.

Остановка № 4

Мин.

у витрин с хоругвями.

Хоругви н.XX века в стиле модерн, сделанные специально к юбилею

закладки собора, отмечавшегося в1905 году, - уникальные,

впервые демонстрирующиеся в экспозиции музея предметы русского

искусства. (История, форма, тематика, техника, декор этого времени.)

Переход в южный подклет. Рекомендуется предупредить туристов о том, что сначала вся группа должна собраться в южном подклете, а на обратном пути у нее будет возможность заглянуть в остальные помещения.

 

 

Остановка № 5

Мин.

в южном подклете

1. Что такое подклет и почему его наличие характерно для северных

районов России.

2. Конструктивное назначение подклета: толщина и мощность стен и

сводов – обеспечение прочности строения.

3. Устройство и планировка подклета.

4. Назначение продухов.

5. Традиционное использование подклетов как хранилищ.

Переход в северный подклет. Во время перехода надо дать группе возможность заглянуть в те помещения, которые их заинтересуют, и ответить на возникшие вопросы.

Остановка № 6

Мин.

в северном подклете - неподалеку от лестницы.

Здесь экспозиция посвящена юродству Христа ради. Полноценно раскрыть эту тему в данной экскурсии невозможно, поэтому рекомендуется просто сказать о том, что в северном подклете представлены иконы московских юродивых – Максима, Василия и Иоанна, и дать возможность осмотреться.

 

Перед подъемом наверх рассказать о лестнице и предупредить группу о высоких и крутых ступенях.

Переход- подъем в центральную церковь Покрова Богоматери.

Мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow