double arrow

Этап. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Цель:обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли.

С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку.

Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.




Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием «вхождения в картину»: побуждали детей к описанию возможных ощущений и предлагали прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Давали творческие задания:

  • Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).
  • Назови объекты, которые могут издавать звук.
  • Я ощущаю лицом и руками…

Советы воспитателям.

  • Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.
  • Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
  • Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
  • Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
  • Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
  • Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Алгоритм мыслительных действий.



  1. "Вхождение в картину".
  2. Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине.
  3. Речевая зарисовка ощущений.

Этап. Составление загадок и метафор по картине.

Цель:познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок.

Советы воспитателям.

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.





Сейчас читают про: