double arrow

Этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Цель:упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, можно предложить следующие творческие задания.

- Пришёл волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и они «объясняют ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике».

- «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Например: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть».

- «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». Например: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть».




- «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Например: «Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают». Или «На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь».

Советы воспитателям.

  • Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).
  • Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.
  • Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми «Мозговой штурм».
  • Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).
  • После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.
  • Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:



  1. Выделение двух объектов на картине.
  2. Обоснование связей между ними.
  3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
  4. Рефлексия.





Сейчас читают про: