double arrow

Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.



  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

По окончании работы выразительное чтение загадки.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

Этап. «Преобразование объектов во времени».

Цель:учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагали представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени. Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени использовали прием перемещения во времени («Машина времени»): выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком) (метод ТРИЗа – системный оператор).




Советы воспитателям.

  • В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…).
  • Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
  • Придумывать название рассказа-фантазии.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.

  1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
  2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
  3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
  4. Назвать рассказ.

 



Сейчас читают про: