Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием «подзорная труба».
Правило. Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта использовали приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.
|
|
Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям использовали приём группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производили схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого можно использовать доску или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
Советы воспитателям
- Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
- Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
- Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
- Последовательность называния объектов может быть любая.
- Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол – потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами. Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе.
- По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идёт не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
- Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины
- Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
- Моделирование объектов.
- Группировка по заданному признаку.
- Обобщение перечисленных объектов.
- Рефлексия.