Вторая ступень определения указывает поэтому на конкретные и притом основные, первичные носители этих функций, то есть на три главные трезвучия мажорного лада I, V и IV сту-
пеней, без которых и вне которых функции классической гармонии не могли бы сформироваться.
Наконец, третья ступень определения утверждает, что все другие аккорды, если они по своей роли в гармоническом развитии аналогичны названным главным, то есть как бы способны их заменять, имеют те же функции, что и соответствующие главные трезвучия.
От произвольно расширенного или неопределенного толкования третьей ступени определения призвана предохранять первая, характеризующая смысл явлений, а от аналогичного нежелательного толкования первой ступени — вторая, указывающая первичные носители функций.
Более сжатое общее определение могло бы быть таким: доминанта — строго ориентированный неустой, подтверждающий устой своим активным устремлением к нему; субдоминанта — более свободный неустой, способный, в частности, соперничать с устоем.
Само собой разумеется, что никакое определение не охватывает всех свойств явления, богатство которого раскрывается лишь в его конкретном изучении. Что же касается формирования понятия гармонических функций в историческом развитии теории музыки, то первоначально сложилась вторая ступень приведенного определения (Рамо назвал трезвучия I, V и IV ступеней главными и ввел для последнего из них термин «субдоминанта»), далее третья (Риман). Первая же ступень, без которой недостаточно ясен внутренний смысл остальных, вводится, как и самый принцип трехступенных определений ряда музыкально-теоретических понятий, в работах автора этих строк1.
Подчеркнем в заключение еще раз, что речь шла здесь все время о трех основных структурных функциях в обобщенно понимаемом механизме классической тональной системы в целом. Эстетические же (выразительные, формообразующие) функции аккордов в конкретном музыкальном контексте, разумеется, несравненно более многообразны, что было отчасти показано на примере различных ролей субдоминанты.
1 Сжатое трехступенное определение субдоминантовой функции приведена в уже упомянутой книге автора «Строение музыкальных произведений» (стр. 128, сноска).
Глава VII