ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Рабочая программа междисциплинарного курса
«Исполнительская подготовка» профессионального модуля 01
«Художественно-творческая деятельность»
Специальности
Народное художественное творчество (по видам) -
Театральное творчество
Асбест 2016
Рабочая программа междисциплинарного курса «Исполнительская деятельность» является частью профессионального модуля «Художественно-творческая деятельность» специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) -Театральное творчество и служит расширению практических навыков профессиональной деятельности в работе над ролью.
Разделы междисциплинарного курса
Междисциплинарный курс «Исполнительская деятельность» осваивается на протяжении всего периода обучения и состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:
1-8 семестры – «Актерское мастерство»
1-8 семестры – «Сценическая речь»
1-8 семестры – «Сценическое движение»
|
|
1-2 семестры – «Танец»
1-8 семестры – «Сценическая подготовка»
1,2 семестры – «Грим»
Результаты освоения разделов МДК
В результате освоения раздела «Актерское мастерство» учащийся должен уметь:
-работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности;
-проводить психофизический тренинг и работать с актером над ролью;
-выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия;
-проводить занятия по актерскому мастерству
-обучения участников коллектива актерскому мастерству
Должен знать систему обучения актерскому мастерству К.С.Станиславского;
В результате освоения раздела «Сценическая речь» обучающийся должен иметь практический опыт:
-организационной и репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями;
-обучения участников коллектива сценической речи
Должен знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами;
В результате освоения раздела «Сценическое движение» обучающийся должен уметь:
-применять двигательные навыки и умения в актерской работе;
-законы движения на сцене и законы управления аппаратом воплощения, особенности стилевого поведения и правила этикета;
В результате освоения раздела «Танец» обучающийся должен
- находить и использовать пластическую характеристику образа;
В результате освоения раздела «Сценическая подготовка» обучающийся должен иметь практический опыт организационной и репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями;
|
|
В результате освоения раздела «Грим» обучающийся должен уметь:
-использовать технику и приемы гримирования при работе над образом;
Должен знать историю гримировального искусства, технические средства гримирования, виды и технику грима;
Количество часов на освоение программы междисциплинарного курса
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Актерское мастерство | 583 |
Сценическая речь | 589 |
Сценическое движение | 352 |
Танец | 109 |
Сценическая подготовка | 515 |
Грим | 109 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
Актерское мастерство | 400 |
Сценическая речь | 406 |
Сценическое движение | 246 |
Танец | 76 |
Сценическая подготовка | 348 |
Грим | 76 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего) | |
Актерское мастерство | 183 |
Сценическая речь | 183 |
Сценическое движение | 106 |
Танец | 33 |
Сценическая подготовка | 167 |
Грим | 33 |
Тематический план и содержание междисциплинарного курса
«Исполнительская подготовка»
Наименование разделов ПМ, МДК | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа, курсовая работа | Объем часов | |
Раздел 1. Актерское мастерство | |||
Тема 1.1 | Содержание | ||
Введение в предмет «Основы актерского мастерства». | Понятие «Искусство». Специфика актерского искусства. К.С. Станиславский и его система. Действие – основа сценического искусства. Элементы психотехники: – мышечная свобода актера; – сценическое внимание, виды внимания, объекты внимания, круги внимания; – взаимосвязь мускульной свободы и сценического внимания; – предлагаемые обстоятельства «если бы…»; – физическое самочувствие; – чувство правды и веры (органика); – фантазия и воображение; – логика и последовательность; – темп и ритм. | ||
Тема 1.2 Психофизический тренинг | Практическая работа | ||
Внешнее сценическое самочувствие. Физическое самочувствие в основе психофизического тренинга. | |||
Тема 1.3 Работа над сценическим этюдом. | Содержание | ||
От упражнения к этюду. Подробный рассказ студентам сюжета этюда, его идеи. Определение предлагаемых обстоятельств, взаимоотношений между действующими лицами, кинолента видений, внутренний монолог. | |||
Практическая работа | |||
Этюд на оценку факта. Этюд на наблюдения. Парный этюд, массовый этюд, этюд по произведениям живописи. | |||
Тема 1.4 Элемент психофизического действия «Общение» (взаимодействие). | Содержание | ||
Работа над элементом «общение». Внутренние и внешние приемы общения, способы общения. Создание внутренней и внешней выразительности средства общения. Приспособления и пристройки в предлагаемых обстоятельствах. Работа над элементом общения в упражнениях и этюдах. | |||
Работа над элементом «общение» в инсценировках. Создание внутренней и внешней характерности. Понятие «Событие». Подтекст. | |||
Работа над речевой характерностью в инсценировке. | |||
Индивидуальная работа | |||
Репетиционная работа | |||
Тема 1.5 Исполнительское мастерство. | Содержание | ||
Выявление внешней и внутренней характерности через характерность своего возраста, характерность животных, сказочную характерность, возрастную характерность. | |||
Характеристика действующего лица. Линия физического действия персонажа. Задача и сверхзадача образа. Сквозное действие. Создание сценического образа. Линия видений и логики мыслей, поступков. Характерность. Определение взаимоотношений с партнером. Творческая атмосфера. | |||
Понятие «мизансцена». Выразительность мизансцен в спектакле. Специфика общения со зрителем в спектакле. | |||
Техника актера по М. Чехову | |||
Владение методикой преподавания театральных дисциплин, построение урока с учетом возрастных, психофизических, социальных особенностей актеров, владение актерской техникой | |||
Индивидуальная работа | |||
Репетиционная работа | |||
Раздел 2Сценическая речь | |||
Тема 2.1 Введение в предмет | Содержание | ||
Основная задача Преподавателей по сценической речи подготовить режиссера-педагога, владеющего логически построенной, выразительной речью, обладающего прекрасной дикцией, владеющего современной русской «нейтральной речью» и голосом широкого диапазона. К.С. Станиславский па своем личном опыте осознал, что, не зная специфики сценической речи, в театре делать нечего, Предмет «Сценическая речь» как наука основан на базе тех идей, которые разработал Станиславский в книге «Работа актера над собой» в разделах «Пение и дикция», «Речь и ее законы». | |||
Тема 2.2 Техника речи. | Содержание | ||
1) Освоение навыков фонационного дыхания. 2) Выработка чистоты произнесения звуков (дикция). 3) Выработка правильности произношения (нормы литературного произношения — орфоэпия). 4) Овладение правильным пользованием резонаторами (то есть умение автоматически, легко привычно переходить из регистра в регистр. 5) Понятие о регистрах. 6) Выработка устойчивости звучания (при любой силе и высоте голос должен звучать одинаково, не теряя своего качества. 7) Выработка выразительной кантиленности звучания. 8) Владение темпо-ритмом речи. | |||
Организация правильной работы органов дыхания для воспитания речевого голоса. Упражнения на свободу звучания. Особенности физиологического и фонационного дыхания. Выработка смешанного диафрагматического типа дыхания. Понятие «опора звука».Резонаторы звучания голоса в работе по развитию резонаторного звучания. Дыхательные и голосовые упражнения в динамике. | |||
Дикционная разминка (на слогах, звукосочетаниях, словах, скороговорках, пословицах, индивидуальных текстах). Понятие «Орфоэпия».Различные диалекты, говоры, акценты. Овладение нормами литературного произношения. Подвижность ударения в русском языке. Закрепление полученных навыков на поговорках, пословицах, скороговорках, на текстах русских былин и сказок. | |||
Значение дыхания в обрабатывании посыла звука, значение слуха в упражнениях на посыл звука, упражнения на активизацию опоры. | |||
Контрольная работа:речевыеэтюды на посыл звука. | |||
Практическая работа | |||
1-4 | Звуковысотный и динамический диапазон. Упражнения на укрепление я расширение высотного и динамического диапазона. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. | ||
Контрольная работа:Зачет на зрителя: диапазон голоса в стихотворном произведении. | |||
Практическая работа | |||
1-4 | Комплексные упражнения по развитию голоса с использованием мяча, скакалки, обруча и других предметов. Речь на сложных движениях (кувырки, прыжки, колесо и др.). Распределение звука по горизонтали и вертикали сцены, распределение звука по вытянутой мизансцене, распределение звука до партнера через препятствия, в сложной мизансцене, через множество объектов внимания, восприятие звука от партнера, перемещающегося по сцене. | ||
Контрольная работа: Этюды парные, групповые. | |||
Содержание | |||
Методика проведения голосо-речевого тренинга. Необходимо помнить при составлении тренинга, что в основе техники речи лежит метод, который объединяет все «составляющие»: снятие мышечных зажимов, релаксация, дыхание, голос, дикция, которая связала е воспитанием верных речевых навыков, с работой по орфоэпии. Верное голосообразование обеспечивается прочной опорой, открытой глоткой. свободной и близкой резонацией м точной артикуляцией. | |||
Контрольная работа:самостоятельное проведение тренинга на группу. | |||
Тема 2.3 Словесное действие | Содержание | ||
Словесное действие вид сценического действия. Воздействовать эмоционально на зрителя посредством словесного действия - задача очень трудная. Необходимо понять процесс возникновения словесного действия. Словесное действие невозможно без актерской психотехники. Выявление идейного смысла произведения. Сквозное действие и сверхзадача мобилизуют внутренний мир исполнителя, активизирующего слово, делают его целенаправленным и действенным. Предлагаемые обстоятельства и видение. Логика сценической речи развивают умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте роли, рассказа, помогает определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя. Логические паузы. Речевые такты. Интонирование знаков препинаний. Отмена логических пауз на знаки препинания. Логическое ударение. Правила чтения простых предложений. Правила чтения сложных предложений и периода. Логическая перспектива. | |||
Законы стихосложения. Природа стихотворной речи: ее специфика, отличие от прозаической. Системы стихосложения. Реформа русского стихосложения. Ритм - важный компонент стиха. Основные ритмические элементы стиха: стихотворная пауза, единство стихотворной строки, рифма, звуковые повторы, строфа. Виды и жанры стихотворных произведений. Новые формы стиха. | |||
Методика работы над миниатюрным произведением. Сценическая речь в русском театре всегда была образцом для подражания. Метод действенного анализа представляет собой результативный путь создания выразительной речи на сцене. В создании этого метода К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко являются первооткрывателями. Разрабатывая систему работы над собой, над ролью, они вскрыли главные закономерности общения как речевого действия: «Не читать, а действовать ради какого-то объекта, для какой-то цели». Видения. Этапы работы над видениями. Видение и словесное действие. Этапы освоения текста. Пути воплощения сверхзадачи. Режиссерско-педагогическое решение произведения. Освоение предлагаемых обстоятельств. Стилистические особенности авторского текста. Для реализации авторского текста в исполнительском искусстве очень важны вопросы: Кто говорит? Кому говорит? О чем говорит? для чего говорит? При каких обстоятельствах? И только найдя ответы па эти вопросы, можно говорить о создании выразительной и полноценной интонации. Подтекст и предлагаемые обстоятельства, логико-смысловой анализ, Закон контекста. | |||
Особенности работы над литературно-музыкальной композицией. Особенности работы над литературно-музыкальной композицией: 1) Выбор темы композиции. Это определяется возможностями коллектива, составом аудитории и актуальностью. 2) Идейно-тематический анализ. З) Композиционное построение: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 4) Монтаж как метод художественного мышления Виды монтажа, 5) Пластическое и музыкальное решение. 6) Сверхзадача. | |||
Работа над словесным действием в драматическом произведении. Выявление идейного смысла произведения. Сквозное действие и сверхзадача мобилизуют внутренний мир исполнителя, активизирующего слово, делают его целенаправленным и действенным. Предлагаемые обстоятельства и видение. Логика сценической речи развивают умение доносить мысль в звучащей речи. Логические паузы. Речевые такты. Интонирование знаков препинаний. Отмена логических пауз на знаки препинания. Логическое ударение. | |||
Режиссура в искусстве художественного слова. Работа над любым литературным произведением, будь то пьеса или проза, начиная с определения темы, идеи, сквозного действия, сверхзадачи. Современная сценическая речь определяется изменениями в жизни и, естественно, в театре. Сценическое слово сейчас требует более тонкой внутренней техники. Проблема слова это проблема режиссерская. Выбор материала. Глубокое изучение материала. Режиссерский анализ. В работе над художественным словом необходимо использовать метод действенного анализа (М.О. Кнебель. «Слово в творчестве актера»). Сверхзадача. Пути ее воплощения. Режиссерское решение. Бережное отношение к индивидуальности исполнителя. | |||
Культура речи в искусстве театра. Культура речи устного выступления. Правильность речи, богатство речи, ясность и точность донесения мысли, простота и доходчивость, эмоциональность, легкость. Голосовые приемы. Пауза может сосредоточить внимание. Жесты и движения. Обращение к аудитории вопросами. Юмор всегда вносит разрядку. Техника речи: громкость, звучность, дикция, интонация, темп речи. | |||
Индивидуальные занятия | |||
Контрольная работа: | |||
Логический анализ текста, логические паузы, ударения, мелодика. | |||
2-3 | Чтение художественного текста на зрителя.. | ||
Исполнение композиции на зрителя | |||
Раздел 3.Сценическое движение | |||
Тема 3.1 Пластические выразительные средства в театральном творчестве | Содержание | ||
Техника пластических упражнений, простейшие пластические аллегории. Статика в пластике Создание пластического этюда. Групповой пластический этюд | |||
Тема 3.2 Основы сценического движения | Практическая работа | ||
Практические навыки сценического движения, сценические падения, переноски, прыжки. Основные приемы сценического боя без оружия | |||
Основные приемы сценического боя с оружием (шпажный бой). Основы ритмического воспитания, упражнения с голосом | |||
Особенности стилевого поведения и правила этикета. Построение урока сценического движения | |||
Раздел 4.Танец | |||
Тема 4.1 Танец как выразительное средство в постановочной работе | Содержание | ||
Беседа о танце как одном из выразительных средств в постановочной работе, ознакомление с задачами курса. | |||
Возникновение и изменение танца с древнейших времен до наших дней. | |||
Тема 4.2 Стилевые особенности танцев. | Практическая работа | ||
Классический танец. Партерная гимнастика, элементы классического танца, элементарные композиции. | |||
Элементы народных танцев, основные элементарные композиции. | |||
Связь танца с определенной исторической эпохой, основные элементарные композиции историко-бытовых танцев. | |||
Виды эстрадных танцев, основные элементарные композиции. | |||
Тема 4.3 Постановка композиций разных стилей и эпох. | Практическая работа | ||
Разучивание танцевальных композиций разных стилей и соединение их в танцевальный коллаж или в отдельные номера. Танцевальные композиции создаются на основе учебных комбинаций по всем основным принципам построения танцевальной композиции (драматургия, музыка, текст, рисунок). | |||
Тема 4.4 Методика построения урока танцев в театральном классе. | Содержание | ||
Ознакомление студентов с принципами построения урока танца в театральном коллективе. | |||
Раздел 5. Сценическая подготовка | |||
Тема 5.1 Постановочная работа. | Практическая работа | ||
Проведение репетиционной работы в любительском творческом коллективе, обеспечение исполнительской деятельности коллектива и отдельных его участников. | |||
Раздел 6. Грим | |||
Тема 6.1 Основы грима и техника грима | Содержание | ||
История и значение грима | |||
Гигиена грима и технические средства в гриме | |||
Подготовительный период в процессе гримирования и основы анатомии лица | |||
Схема грима черепа | |||
О форме и пропорциях тела и лица. Схема грима молодого лица | |||
Анализ мимики своего лица | |||
Схема грима полного лица | |||
Схема грима худого лица | |||
Схема грима старческого лица | |||
Скульптурно-объёмные приёмы грима и их назначение | |||
Причёски и парики. Приёмы гримирования с применением волосяных изделий | |||
Тема 6.2 Работа над образом | Практическая работа | ||
Молодой и концертный грим | |||
Возрастной грим (старческий) | |||
Характерный грим (совмещение пройденных тем) | |||
Характерный грим с налепкой носа (грим партнёра) | |||
Портрет молодой характерный (по эскизу) | |||
Портрет старый характерный (по эскизу) | |||
Расово-национальный грим | |||
Цирковой грим | |||
Сказочные гримы | |||
Гримы зверей | |||
Грим в спектакле | |||
Индивидуальная работа | |||
Самостоятельная работа студента по изучению МДК | |||
Виды работы: Тренинг по технике речи, работа над правильным произношением, исправление индивидуальных речевых недостатков Отработка правильного диафрагматического дыхания и резонаторного звучания. Закрепление полученных навыков на поговорках, пословицах, скороговорках, на текстах русских былин и сказок. Укрепление и расширение высотного и динамического диапазона. Отработка правильного звучания голоса в сложной сценической ситуации, работа с партнером. Тренинг направленный на разработку артикуляционного аппарата, массаж, дыхание, резонаторы. логический анализ текста Определение формы стиха. Логико-смысловой анализ произведенияДоклады студентов на тему: Мастера художественного слова на отечественной эстраде. Режиссерский анализ выбранного произведения. Чтение, конспектирование М.О. Кнебель «Слово в творчестве актера». Отработка танцевальных движений в индивидуальных и групповых упражнениях. |
|
|
|
|