Результаты освоения разделов МДК. ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

 

Рабочая программа междисциплинарного курса

«Исполнительская подготовка» профессионального модуля 01

«Художественно-творческая деятельность»

Специальности

Народное художественное творчество (по видам) -

Театральное творчество

Асбест 2016

Рабочая программа междисциплинарного курса «Исполнительская деятельность» является частью профессионального модуля «Художественно-творческая деятельность» специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) -Театральное творчество и служит расширению практических навыков профессиональной деятельности в работе над ролью.

Разделы междисциплинарного курса

Междисциплинарный курс «Исполнительская деятельность» осваивается на протяжении всего периода обучения и состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:

1-8 семестры – «Актерское мастерство»

1-8 семестры – «Сценическая речь»

1-8 семестры – «Сценическое движение»

1-2 семестры – «Танец»

1-8 семестры – «Сценическая подготовка»

1,2 семестры – «Грим»

Результаты освоения разделов МДК

 

В результате освоения раздела «Актерское мастерство» учащийся должен уметь:

-работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности;

-проводить психофизический тренинг и работать с актером над ролью;

-выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия;

-проводить занятия по актерскому мастерству

-обучения участников коллектива актерскому мастерству

Должен знать систему обучения актерскому мастерству К.С.Станиславского;

 

В результате освоения раздела «Сценическая речь» обучающийся должен иметь практический опыт:

-организационной и репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями;

-обучения участников коллектива сценической речи

Должен знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами;

В результате освоения раздела «Сценическое движение» обучающийся должен уметь:

-применять двигательные навыки и умения в актерской работе;

-законы движения на сцене и законы управления аппаратом воплощения, особенности стилевого поведения и правила этикета;

 

В результате освоения раздела «Танец» обучающийся должен

- находить и использовать пластическую характеристику образа;

 

В результате освоения раздела «Сценическая подготовка» обучающийся должен иметь практический опыт организационной и репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями;

 

 

В результате освоения раздела «Грим» обучающийся должен уметь:

-использовать технику и приемы гримирования при работе над образом;

Должен знать историю гримировального искусства, технические средства гримирования, виды и технику грима;

 

Количество часов на освоение программы междисциплинарного курса

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Актерское мастерство 583
Сценическая речь 589
Сценическое движение 352
Танец 109
Сценическая подготовка 515
Грим 109
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Актерское мастерство 400
Сценическая речь 406
Сценическое движение 246
Танец 76
Сценическая подготовка 348
Грим 76
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего)  
Актерское мастерство 183
Сценическая речь 183
Сценическое движение 106
Танец 33
Сценическая подготовка 167
Грим 33

 


Тематический план и содержание междисциплинарного курса

«Исполнительская подготовка»

Наименование разделов ПМ, МДК Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа, курсовая работа Объем часов
     
   
Раздел 1. Актерское мастерство  
Тема 1.1 Содержание  
Введение в предмет «Основы актерского мастерства».   Понятие «Искусство». Специфика актерского искусства. К.С. Станиславский и его система. Действие – основа сценического искусства. Элементы психотехники: – мышечная свобода актера; – сценическое внимание, виды внимания, объекты внимания, круги внимания; – взаимосвязь мускульной свободы и сценического внимания; – предлагаемые обстоятельства «если бы…»; – физическое самочувствие; – чувство правды и веры (органика); – фантазия и воображение; – логика и последовательность; – темп и ритм.  
Тема 1.2 Психофизический тренинг Практическая работа  
  Внешнее сценическое самочувствие. Физическое самочувствие в основе психофизического тренинга.  
Тема 1.3 Работа над сценическим этюдом. Содержание  
  От упражнения к этюду. Подробный рассказ студентам сюжета этюда, его идеи. Определение предлагаемых обстоятельств, взаимоотношений между действующими лицами, кинолента видений, внутренний монолог.  
  Практическая работа  
    Этюд на оценку факта. Этюд на наблюдения. Парный этюд, массовый этюд, этюд по произведениям живописи.  
Тема 1.4 Элемент психофизического действия «Общение» (взаимодействие).   Содержание  
  Работа над элементом «общение». Внутренние и внешние приемы общения, способы общения. Создание внутренней и внешней выразительности средства общения. Приспособления и пристройки в предлагаемых обстоятельствах. Работа над элементом общения в упражнениях и этюдах.  
  Работа над элементом «общение» в инсценировках. Создание внутренней и внешней характерности. Понятие «Событие». Подтекст.
  Работа над речевой характерностью в инсценировке.
Индивидуальная работа  
  Репетиционная работа  
Тема 1.5 Исполнительское мастерство. Содержание  
  Выявление внешней и внутренней характерности через характерность своего возраста, характерность животных, сказочную характерность, возрастную характерность.  
  Характеристика действующего лица. Линия физического действия персонажа. Задача и сверхзадача образа. Сквозное действие. Создание сценического образа. Линия видений и логики мыслей, поступков. Характерность. Определение взаимоотношений с партнером. Творческая атмосфера.
  Понятие «мизансцена». Выразительность мизансцен в спектакле. Специфика общения со зрителем в спектакле.
  Техника актера по М. Чехову
  Владение методикой преподавания театральных дисциплин, построение урока с учетом возрастных, психофизических, социальных особенностей актеров, владение актерской техникой
Индивидуальная работа  
  Репетиционная работа  
Раздел 2Сценическая речь      
Тема 2.1 Введение в предмет Содержание  
  Основная задача Преподавателей по сценической речи подготовить режиссера-педагога, владеющего логически построенной, выразительной речью, обладающего прекрасной дикцией, владеющего современной русской «нейтральной речью» и голосом широкого диапазона. К.С. Станиславский па своем личном опыте осознал, что, не зная специфики сценической речи, в театре делать нечего, Предмет «Сценическая речь» как наука основан на базе тех идей, которые разработал Станиславский в книге «Работа актера над собой» в разделах «Пение и дикция», «Речь и ее законы».  
Тема 2.2 Техника речи. Содержание  
  1) Освоение навыков фонационного дыхания. 2) Выработка чистоты произнесения звуков (дикция). 3) Выработка правильности произношения (нормы литературного произношения — орфоэпия). 4) Овладение правильным пользованием резонаторами (то есть умение автоматически, легко привычно переходить из регистра в регистр. 5) Понятие о регистрах. 6) Выработка устойчивости звучания (при любой силе и высоте голос должен звучать одинаково, не теряя своего качества. 7) Выработка выразительной кантиленности звучания. 8) Владение темпо-ритмом речи.  
  Организация правильной работы органов дыхания для воспитания речевого голоса. Упражнения на свободу звучания. Особенности физиологического и фонационного дыхания. Выработка смешанного диафрагматического типа дыхания. Понятие «опора звука».Резонаторы звучания голоса в работе по развитию резонаторного звучания. Дыхательные и голосовые упражнения в динамике.
  Дикционная разминка (на слогах, звукосочетаниях, словах, скороговорках, пословицах, индивидуальных текстах). Понятие «Орфоэпия».Различные диалекты, говоры, акценты. Овладение нормами литературного произношения. Подвижность ударения в русском языке. Закрепление полученных навыков на поговорках, пословицах, скороговорках, на текстах русских былин и сказок.
  Значение дыхания в обрабатывании посыла звука, значение слуха в упражнениях на посыл звука, упражнения на активизацию опоры.
Контрольная работа:речевыеэтюды на посыл звука.  
  Практическая работа  
  1-4 Звуковысотный и динамический диапазон. Упражнения на укрепление я расширение высотного и динамического диапазона. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.  
Контрольная работа:Зачет на зрителя: диапазон голоса в стихотворном произведении.  
Практическая работа  
1-4 Комплексные упражнения по развитию голоса с использованием мяча, скакалки, обруча и других предметов. Речь на сложных движениях (кувырки, прыжки, колесо и др.). Распределение звука по горизонтали и вертикали сцены, распределение звука по вытянутой мизансцене, распределение звука до партнера через препятствия, в сложной мизансцене, через множество объектов внимания, восприятие звука от партнера, перемещающегося по сцене.  
Контрольная работа: Этюды парные, групповые.  
Содержание  
  Методика проведения голосо-речевого тренинга. Необходимо помнить при составлении тренинга, что в основе техники речи лежит метод, который объединяет все «составляющие»: снятие мышечных зажимов, релаксация, дыхание, голос, дикция, которая связала е воспитанием верных речевых навыков, с работой по орфоэпии. Верное голосообразование обеспечивается прочной опорой, открытой глоткой. свободной и близкой резонацией м точной артикуляцией.  
  Контрольная работа:самостоятельное проведение тренинга на группу.  
Тема 2.3 Словесное действие Содержание  
  Словесное действие вид сценического действия. Воздействовать эмоционально на зрителя посредством словесного действия - задача очень трудная. Необходимо понять процесс возникновения словесного действия. Словесное действие невозможно без актерской психотехники. Выявление идейного смысла произведения. Сквозное действие и сверхзадача мобилизуют внутренний мир исполнителя, активизирующего слово, делают его целенаправленным и действенным. Предлагаемые обстоятельства и видение. Логика сценической речи развивают умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте роли, рассказа, помогает определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя. Логические паузы. Речевые такты. Интонирование знаков препинаний. Отмена логических пауз на знаки препинания. Логическое ударение. Правила чтения простых предложений. Правила чтения сложных предложений и периода. Логическая перспектива.  
    Законы стихосложения. Природа стихотворной речи: ее специфика, отличие от прозаической. Системы стихосложения. Реформа русского стихосложения. Ритм - важный компонент стиха. Основные ритмические элементы стиха: стихотворная пауза, единство стихотворной строки, рифма, звуковые повторы, строфа. Виды и жанры стихотворных произведений. Новые формы стиха.  
    Методика работы над миниатюрным произведением. Сценическая речь в русском театре всегда была образцом для подражания. Метод действенного анализа представляет собой результативный путь создания выразительной речи на сцене. В создании этого метода К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко являются первооткрывателями. Разрабатывая систему работы над собой, над ролью, они вскрыли главные закономерности общения как речевого действия: «Не читать, а действовать ради какого-то объекта, для какой-то цели». Видения. Этапы работы над видениями. Видение и словесное действие. Этапы освоения текста. Пути воплощения сверхзадачи. Режиссерско-педагогическое решение произведения. Освоение предлагаемых обстоятельств. Стилистические особенности авторского текста. Для реализации авторского текста в исполнительском искусстве очень важны вопросы: Кто говорит? Кому говорит? О чем говорит? для чего говорит? При каких обстоятельствах? И только найдя ответы па эти вопросы, можно говорить о создании выразительной и полноценной интонации. Подтекст и предлагаемые обстоятельства, логико-смысловой анализ, Закон контекста.  
    Особенности работы над литературно-музыкальной композицией. Особенности работы над литературно-музыкальной композицией: 1) Выбор темы композиции. Это определяется возможностями коллектива, составом аудитории и актуальностью. 2) Идейно-тематический анализ. З) Композиционное построение: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 4) Монтаж как метод художественного мышления Виды монтажа, 5) Пластическое и музыкальное решение. 6) Сверхзадача.  
    Работа над словесным действием в драматическом произведении. Выявление идейного смысла произведения. Сквозное действие и сверхзадача мобилизуют внутренний мир исполнителя, активизирующего слово, делают его целенаправленным и действенным. Предлагаемые обстоятельства и видение. Логика сценической речи развивают умение доносить мысль в звучащей речи. Логические паузы. Речевые такты. Интонирование знаков препинаний. Отмена логических пауз на знаки препинания. Логическое ударение.  
    Режиссура в искусстве художественного слова. Работа над любым литературным произведением, будь то пьеса или проза, начиная с определения темы, идеи, сквозного действия, сверхзадачи. Современная сценическая речь определяется изменениями в жизни и, естественно, в театре. Сценическое слово сейчас требует более тонкой внутренней техники. Проблема слова это проблема режиссерская. Выбор материала. Глубокое изучение материала. Режиссерский анализ. В работе над художественным словом необходимо использовать метод действенного анализа (М.О. Кнебель. «Слово в творчестве актера»). Сверхзадача. Пути ее воплощения. Режиссерское решение. Бережное отношение к индивидуальности исполнителя.  
    Культура речи в искусстве театра. Культура речи устного выступления. Правильность речи, богатство речи, ясность и точность донесения мысли, простота и доходчивость, эмоциональность, легкость. Голосовые приемы. Пауза может сосредоточить внимание. Жесты и движения. Обращение к аудитории вопросами. Юмор всегда вносит разрядку. Техника речи: громкость, звучность, дикция, интонация, темп речи.  
  Индивидуальные занятия  
Контрольная работа:  
  Логический анализ текста, логические паузы, ударения, мелодика.  
2-3 Чтение художественного текста на зрителя..
  Исполнение композиции на зрителя
Раздел 3.Сценическое движение  
Тема 3.1 Пластические выразительные средства в театральном творчестве Содержание  
  Техника пластических упражнений, простейшие пластические аллегории. Статика в пластике Создание пластического этюда. Групповой пластический этюд  
Тема 3.2 Основы сценического движения Практическая работа  
  Практические навыки сценического движения, сценические падения, переноски, прыжки. Основные приемы сценического боя без оружия  
  Основные приемы сценического боя с оружием (шпажный бой). Основы ритмического воспитания, упражнения с голосом
  Особенности стилевого поведения и правила этикета. Построение урока сценического движения
Раздел 4.Танец      
Тема 4.1 Танец как выразительное средство в постановочной работе Содержание  
  Беседа о танце как одном из выразительных средств в постановочной работе, ознакомление с задачами курса.  
  Возникновение и изменение танца с древнейших времен до наших дней.  
Тема 4.2 Стилевые особенности танцев.   Практическая работа  
  Классический танец. Партерная гимнастика, элементы классического танца, элементарные композиции.  
  Элементы народных танцев, основные элементарные композиции.
  Связь танца с определенной исторической эпохой, основные элементарные композиции историко-бытовых танцев.  
  Виды эстрадных танцев, основные элементарные композиции.  
Тема 4.3 Постановка композиций разных стилей и эпох. Практическая работа  
  Разучивание танцевальных композиций разных стилей и соединение их в танцевальный коллаж или в отдельные номера. Танцевальные композиции создаются на основе учебных комбинаций по всем основным принципам построения танцевальной композиции (драматургия, музыка, текст, рисунок).  
Тема 4.4 Методика построения урока танцев в театральном классе. Содержание  
  Ознакомление студентов с принципами построения урока танца в театральном коллективе.  
Раздел 5. Сценическая подготовка  
Тема 5.1 Постановочная работа. Практическая работа  
  Проведение репетиционной работы в любительском творческом коллективе, обеспечение исполнительской деятельности коллектива и отдельных его участников.  
Раздел 6. Грим      
Тема 6.1 Основы грима и техника грима Содержание  
  История и значение грима  
  Гигиена грима и технические средства в гриме
  Подготовительный период в процессе гримирования и основы анатомии лица
  Схема грима черепа
  О форме и пропорциях тела и лица. Схема грима молодого лица
  Анализ мимики своего лица
  Схема грима полного лица
  Схема грима худого лица
  Схема грима старческого лица
  Скульптурно-объёмные приёмы грима и их назначение
  Причёски и парики. Приёмы гримирования с применением волосяных изделий
Тема 6.2 Работа над образом Практическая работа  
  Молодой и концертный грим  
  Возрастной грим (старческий)
  Характерный грим (совмещение пройденных тем)
  Характерный грим с налепкой носа (грим партнёра)
  Портрет молодой характерный (по эскизу)
  Портрет старый характерный (по эскизу)
  Расово-национальный грим
  Цирковой грим
  Сказочные гримы
  Гримы зверей
  Грим в спектакле
  Индивидуальная работа  
Самостоятельная работа студента по изучению МДК  
Виды работы: Тренинг по технике речи, работа над правильным произношением, исправление индивидуальных речевых недостатков Отработка правильного диафрагматического дыхания и резонаторного звучания. Закрепление полученных навыков на поговорках, пословицах, скороговорках, на текстах русских былин и сказок. Укрепление и расширение высотного и динамического диапазона. Отработка правильного звучания голоса в сложной сценической ситуации, работа с партнером. Тренинг направленный на разработку артикуляционного аппарата, массаж, дыхание, резонаторы. логический анализ текста Определение формы стиха. Логико-смысловой анализ произведенияДоклады студентов на тему: Мастера художественного слова на отечественной эстраде. Режиссерский анализ выбранного произведения. Чтение, конспектирование М.О. Кнебель «Слово в творчестве актера». Отработка танцевальных движений в индивидуальных и групповых упражнениях.  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: