Направления деятельности скаутов

В данной главе мы коротко проследим, каково содер­жание жизни Всемирной Организации Скаутского Движения.

Ведущие направления деятельности определяются целью Скаутинга как воспитательного движения и сформулированы достаточно четко в Конституции: физическое, духовное, социальное, интеллектуальное развитие личностного потенциала каждого скаута.

 

Духовное развитие

 

Прежде всего, один из основных принципов Скаут­ского Движения - Долг перед Богом.

Вполне возможно, что для многих из вас этот важней­ший момент человеческой жизни не совсем понятен, но если вы решили стать скаутом, то должны занимать здесь четкую и ясную позицию. Религиозному воспитанию в Скаутинге придается громадное значение. Это самая большая ответствен­ность из тех, что лежит на лидере скаутской группы. Каждому лидеру в Скаутинге надлежит осознать важность религиозной политики, правильно ее пони­мать, а затем и помочь в этом другим ребятам, своим воспитанникам. Следует иметь в виду, что Скаутинг по своей сути не является религиозной организацией в обычном смысле этого слова. Все скаутские группы открыты как для верующих, так и для тех, которые в настоящее время не исповедуют никакой религии. Однако в этой открытости есть одно жизненно важное ограничение. Для атеиста, который отрицает существо­вание Бога, ясно, что он не может искренне, честно дать скаутское Обещание, которое в обязательном порядке включает Долг перед Богом. Таким образом, атеист не может быть скаутом. Но всякий, кто верит в Бога как высшее существо пусть даже не строго, как вы или я, если его сердце открыто к восприятию и он искренне ищет правду, стремится к ней, не отвергает яростно Бога, приним­ает скаутское Обещание и Закон становится скаутом.

Необходимо отметить, что язык скаутского Обещания не всегда является подходящим для какой-то религии, и дающий Обещание может использовать в нем слова, соответствующие его собственной религии. О таких ситуациях поведение лидера характеризуется исключительной корректностью. Конечно, скаутское Обещание - не самоцель, тем не менее в наших условиях оно нацелено на духовное, нравственное развитие детей и молодежи, а произно­сящий его говорит о своем стремлении к такому развитию.

Религиозная политика Скаутских Ассоциаций состоит в том, чтобы каждый скаут стремился:

• приложить все усилия для прогресса в осозна­нии и соблюдении Обещания, с целью сделать все зависящее от, него в выполнении Долга перед Богом и своей страной;

• принадлежать к какому-то вероисповеданию;

• исполнять ежедневно обряды и практику той религии, которую он исповедует.

Долг всех скаутов - в этом процессе поощрять каждого члена следовать его собственной религии, а не единой для большинства. Скаутская организация -не миссионерское общество, и никто не накладывал на скаутов обязанность пропагандировать какую бы то ни было религию. На практике обычно этот процесс осуществляется следующим образом. Как правило, все мероприятия, связанные с духовным воспитанием, включают молитвы в начале и в конце совещания или встреч отделения, отряда, патруля. Там, где члены группы представляют различные религии, присутствие на таких религиозных моментах обязательно не для всех: те, кто не участвует в обряде скаутской организации, должны в другом месте исполнять свои религиозные обязанности. Является недопустимым, что в то время, когда один находятся на богослужении, другие прибежали бы на кухню и первыми получили свои порции еды.

Духовное развитие скаутов, несомненно, более объемно и предполагает, что через самодисциплину, самосознание скауты воспринимают высокие мора­льные нормы, ценностные ориентации, понимают окружающий мир, помогают создавать гуманное общество, учатся верить и находят верования в современном мире.

Духовное совершенство в Скаутинге достигается при следующих условиях:

а) развитии самосознания, что означает:

• учиться истинно и глубоко познавать себя,

• учиться желанию познавать себя,

• всегда находить время для самоанализа:

б) правильных отношениях с другими людьми, что означает:

• всегда ставить других на первое место,

• перенимать от других все положительное,

• делиться с другими,

• работать вместе с другими,

• учиться любить других,

• учиться гуманности,

• уважать других;

в) правильных отношениях с окружающим миром, что означает:

• любить окружающий мир,

• учиться видеть и чувствовать окружающий мир,

• постоянно заботиться об окружающем мире,

• быть заинтересованным во всех событиях, которые происходят в нашем мире,

• видеть правду и справедливость,

• видеть добро и красоту,

• ценить достижения, любознательность и умение удивляться,

• учиться наслаждаться музыкой, живописью и поэзией.

Духовно развитый человек должен:

• знать ответ на вопросы: "Почему?", "Почему да?", "Почему нет?";

• знать, что обозначает то или другое явление;

• уметь открывать высшие ценности;

• уметь найти пути самосовершенствования.

Какие возможности предоставляет Скаутинг для духовного развития молодежи?

На этот вопрос отвечают Обещание и Закон скаутов, где говорится: каждый должен стремиться к совер­шенствованию и быть в дружбе с собой, с другими людьми, с духовным миром и Богом. Утверждение этих моральных норм как основных в жизни скаутов поможет детям и молодежи в поиске и принятии позитивной ответственности за формиро­вание высших идеалов. Скаутинг предоставляет эффективное начало в ориентации и выборе общечеловеческих ценностей. Скаутское Движение поощряет и развивает те отно­шения, которые соответствуют вашим потребностям как скаутов. Прогрессивным является то, что Движение дает возможности для упражнений в сознательной дисцип­лине, принятии на себя ответственности. В скаутских группах можно обучаться лидерству, заслужить право быть примером для других. Скаутская деятельность удовлетворит многие другие ваши духовные потребности. Скаутинг вовлекает, каждого в корпоративную активность, которая соответствует желанию всех. Он предлагает бережное отношение и к личному чувству, и к коллективному мнению. Работать вместе с другими, брать на себя инициативу, выбирать решения, принимать ответственность за нравственное поведение-это все есть специфический вклад Скаутинга в духовное развитие детей и молодежи.

Одобрение, понимание и оценка окружающего мира, широкое его осмысление прослеживаются во всем: каждая программа должна соприкасаться с природой, окружающей средой, быть экологически цельной и духовно насыщенной. В этом Скаутское Движение занимает определенную, сознательную и ценностную позицию. Скаутинг оказывает помощь в формировании терпимости, гуманности, интегрирует ус­ловия для такой совместной работы. Каждому скауту лидер обязан оказывать по­мощь в развитии духовных и общечеловеческих качеств, поощряя его к коллектив­ному творчеству.

 

Социальное развитие

 

Подготовка детей и молодежи для широкой социаль­ной деятельности - одна из важнейших целей Скаут­ского Движения. В Конституции Всемирной Организации Скаутов -основном законе - об этом говорится в самом начале: "Целью Скаутского Движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала, воспитание их как личностей, как ответ­ственных граждан и как членов местных, националь­ных и международных сообществ". Конституция также утверждает, что "все члены Скаутского Движения должны быть верны скаут­скому Обещанию и Закону, которые выражены языком соответствующей культуры каждой Нацио­нальной Скаутской Организации, утвержденными Всемирной Конференцией, и основываются на прин­ципах Долга перед Богом, перед другими и перед собой". Данные принципы были и остаются всегда фунда­ментальными в деятельности всех без исключения Национальных Скаутских Ассоциаций.

Социальное развитие личности прежде всего пред­полагает наличие у детей и молодежи способности к взаимодействию с другими людьми. В каждой малой группе, отмечал Баден Пауэл, необходимо учиться совместной работе вместе с другими, уважению других, помощи тем людям, которые в этом нуждаются. Сегодня, когда в мире так активно идут интеграцион­ные процессы, умение человека взаимодействовать с окружающими приобретает особую значимость. Очень часто мы больше обращаем внимание на интеллектуальное и физическое развитие детей и совсем не учим их социальному общению. В современной маленькой семье такая практика затруднена, дети не имеют возможности обучаться социальной адаптации, показывать, доказывать и размышлять вместе с другими, понимать поведение других и приспосабливать свое собственное пове­дение к нормам общественной жизни. Скаутское Движение играет важную роль в социаль­ном развитии молодых людей, и в основном проис­ходит это в малых группах.

Работа в группе требует навыков социального контакта от каждого ее члена, а совместная деятельность зави­сит от мастерства, позиции и ценностных ориентации индивидуальностей. Скаутинг подчеркивает важность как индивидуаль­ного, так и общественного, социального развития. Понятие "социальное развитие", или "общественное развитие", обозначает определенный уровень способ­ности к взаимодействию индивида в группе и в ситуа­ции "один на один", способности приходить к опреде­ленным соглашениям (консенсусу) в социальной среде.

Социальное становление происходит там, где совершенствуются способности:

• понимать и уважать других людей;

• адаптировать свое поведение к поведению других людей;

• помогать людям, а значит и надеяться на их помощь;

• работать вместе с другими людьми.

Социальное развитие вырабатывает и совершенствует:

• умение выступить перед другими;

• умение выражать свои мысли и чувства;

• умение объяснять поведение других людей;

• умение контролировать собственное поведение.

Социальное развитие позволяет:

• быть открытым для дружбы и товарищества;

• уважать человеческие ценности;

• понимать все разнообразие человеческого опыта;

• познавать и признавать важность объединенных усилий в качестве ведущего фактора прогресса.

К изложенному следует добавить, что социальное развитие возможно лишь тогда, когда есть взаимодействие, которое стимулирует общественное развитие ребенка во всех направлениях. В Скаутинге существуют различные пути и формы совершенствования этого процесса, и он, как мы уже говорили, предоставляет неограниченные возмож­ности для социализации молодых людей, так как его концептуальный подход - актуализация всех ресурсов индивида и окружающей среды для социальной адаптации личности и ее комфортного интегрирования в окружающий мир.

Во многих случаях жизнедеятельности человека практика социального развития имеет такие же направления, как и программы Скаутского Движения. Взаимодействие, сотрудничество всегда было присуще' людям, но сознательное взаимодействие начинается лишь с совместной работы в группе. Скауты учатся работать в патрулях, где, общаясь друг с другом, расширяют свой кругозор, приобре­тают навыки социального общежития. Всеми базовыми документами Скаутинг подчеркивает, что жизнь скаутов в большинстве Национальных Скаутских Ассоциаций есть постоянный процесс формирования личности, готовой принять ответст­венность за другого и прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается, способной дружить, уважать верования и убеждения других и сотрудничать на местном, национальном и международном уровнях. Скаутинг учит, что самым существенным и самым до­рогим для человека являют­ся дружба, товарищество, братство и обязательно чувство милосердия. Его программа более нацелена на сотрудничество и содружество, на воспитание гражданина, но не противопоставление классов, религий, стран и т.д. "Взаимопонимание и взаимодействие, - подчеркивает Скаутинг, - разрушит барьеры между народами и странами и создаст настоящий прочный мир на нашей большой планете".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: