Интеллектуальное развитие

 

Интеллектуальное развитие детей и молодежи - еще одно из направлений активности Скаутинга. Конституция Всемирной Организации Скаутского Движения подчеркивает это в первом параграфе. В настоящем разделе мы рассмотрим основные пози­ции, которые занимает Скаутинг в формировании интеллектуального потенциала молодых людей.

Каждому лидеру Скаутского Движения необходимо понимать, что интеллектуальное совершенство - это способности индивида адекватно ориентироваться в окружающем мире и принимать в различных ситуа­циях наиболее правильные решения. Концепция интеллектуализации личности несколько отличается от других концепций культурального развития, но является фундаментом прогресса, так как личность проходит через различные фазы способ­ности размышлять. Термин "интеллектуальное" связан с понятием "ин­теллект", которое означает способность разумно воспринимать, понимать, различать, адаптироваться к новым проблемам и обстоятельствам, практике и опыту, быстро реагировать на новые ситуации и трудности и правильно решать их.

Интеллектуальное становление ребенка - это прогрессирование способностей к различным умственным операциям.

Интеллектуальные функции мозга в состоянии выражать различные функциональные связи, такие, как:

• ассимиляция информации (объяснение, толкование того, что ты видишь, слышишь, чувствуешь);

• сохранение информации (что помнишь, вспоминаешь):

• информирование (комбинирование и обобщение информации, снижение и увеличение уровня информированности и т.д.);

• обмен информацией;

• передача информации (разговоры, переписки и т.д.).

Скаутинг предлагает важные элементы для интеллек­туального развития личности, которое включает тренировку таких способностей, как:

• наблюдательность;

• восприятие и понимание; память;

• прогнозирование будущих перспектив;

• генерирование и обобщение идей и решений;

• суждение (правильно или неправильно, плохо или хорошо);

• анализ планирования курсов и акций, их осущес­твление в обществе.

Прежде всего необходимо отметить, что сама скаут­ская практика дает неограниченные возможности для этого.

Практические навыки, система взаимоотношений, нравственные принципы Скаутинга, являющиеся фундаментальными в системе скаутской деятельности, всемерно способствуют интеллектуальному формированию индивида. Скаутинг есть средство интеллектуальной адаптации каждого ребенка и каждого молодого человека к процессам, происходящим в обществе, к динамике постоянно изменяющегося мира. С другой стороны, интеллектуальный уровень лич­ности постоянно обогащается жизненной практикой, которую, несомненно, дает Скаутинг. В основе любого вида деятельности Скаутинга лежит принцип полезности, разумности, всестороннего осмысления, что, безусловно, совершенствует интеллект каждого участника Движения.

 

Физическое развитие

 

Скаутинг как образовательно-воспитательное движение использует в своей работе активные методы физичес­кого развития личности.

Биологически человек является активным существом. В результате длительного процесса эволюции поя­вился живой организм, потребностью которого стала жизнь в ассоциациях, совместное владение средст­вами существования. Но даже эволюционировав, человек остался частицей природы, и поэтому мы должны постоянно отвечать требованиям биологической сути нашего организма, знать важные сведения о нашей физической активности. В поисках пищи первобытные люди были вынуждены много ходить пешком, бегать, прыгать, лазать, висеть, подтягиваться, метать и т.д. Физическая активность предков, которая, несомненно, способст­вовала процессу эволюции человека, является богатей­шим наследством для каждого из нас.

Скаутинг уделяет громадное значение накоплению физических сил ребенка. Этому подчинены все скаутские мероприятия, кото­рые наилучшим образом служат укреплению моло­дого организма, способствуют механизму адекватной моторики, свободе движений, ритмике и грации, рациональному распределению энергии. Скауты используют самые разнообразные физические упражнения: прыжки, бегание, лазание, плавание, метание, подтяги­вание и др.

Но успехи в физическом разви­тии скаутов возможны тогда и только тогда, когда есть комплексная программа физи­ческого совершен­ствования ребенка и предпринима­ются все усилия по ее реализации. Результатом чего является выработка умения снять напряжение, релаксироваться и умении сопротивляться, сдерживаться и преодолевать. Наконец, удовлетворение от собственного здорового тела и духа - это важнейшее условие индивидуаль­ной активности, залог правильного функциониро­вания живого организма. Мускульная активность живого тела играет не последнюю роль в жизни ребенка. Прыжки, бег, активные (подвижные) игры приводят в действие ис сложнейшую систему человеческого организма. Такая деятельность, естественная и разнообразная, призвана постоянно совершенствовать биологически жизненные силы детей и молодых людей.

Уровень проявления физических способностей зависит от ряда условий:

• от возраста;

• от собственной активности человека:

• от особенностей биологического строения.

При возрастной классификации физического состоя­ния выявляются наиболее общие критерии по хронологии, физиологии и психологии возраста:

• хронология возраста включает календарные годы и месяцы:

• физиология - рефлексы и рефлекторные отношения;

• психология - психические особенности возраста и стадии индивидуального приспособления к жизнедеятельности.

Скаутский лидер обязан знать и учитывать это при составлении плана мероприятий группы, применять свои знания в отношениях с каждым членом группы. Скаутинг, который не мыслим без физической активности, может принести неоценимую пользу для его членов, которая заключается в:

• достижении своего полного жизненного потенци­ала, соответствующего определенному возрасту;

• готовности к своему дальнейшему всестороннему развитию;

• умении на практике применять физические навыки; 1 умении получать удовольствие от своего здоровья, чувствовать себя здоровым;

• возможности испытывать потребность в пище;

• возможности избегать вовлечения во вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики:

• возможности учиться использовать свою физическую энергию и находить выходы для снятия психоло­гических стрессов;

• возможности учиться пользоваться багажом соци­ального развития;

• умении понимать изменения в развитии своего организма;

• умении получать пользу от регулярной деятель­ности.

Как мы видели ранее, ведущим принципом Движения является деятельность "вне стен", на открытом 1юздухе. Вполне понятно, что любые такие прог­раммы включают физические упражнения. Туризм, путешествия и другие активные формы жизни, общественно-полезная деятельность обяза­тельны для Скаутинга. Сейчас это особенно необходимо и важно для всех членов-скаутов в нашей урбанизированной малопод­вижной жизни. К тому же физическая активность вне стен роднит вас с природой. Туризм, следопытство, путешествия - неотъемлемая часть Скаутинга с момента его зарождения. Именно здесь используется весь жизненный багаж молодого человека, деятельность на природе дает возможность частично удовлетворять потребности молодежи в романтике и приключениях. Но процесс вовлечения в эту деятельность опреде­ляется физическим состоянием того или иного скаута, его личного опыта. Обучение скаутов навыкам туризма должно прохо­дить при соблюдении мер безопасности, при наличии необходимых средств и при сохранении здоровья каждого обучающегося. Целеустремленность, умение не отступать перед трудностями и бороться до конца, жажда победи - все эти качества, столь нужные и полезные каждому скауту, воспитывает Скаутинг, в программах которого изначально заложен тот активный образ жизни, который должен стать потребностью для всех его членов.

СКАУТСКИЕ ПРОГРАММЫ

Рассмотренные направления деятельности скаутов всесторонне реализуются через скаутские программы.

Лидер скаутов должен знать, каковы основы планиро­вания программ, где прежде всего должны быть учтены образовательно-воспитательные принципы, а где специфика возрастного развития или логика социального развития общества. При составлении программы лидер обязан соблюдать следующие условия:

• понимать, принимать и действовать в соответствии с потребностями скаутов;

• использовать восемь элементов-требований, которые являются сущностными в жизни скаутов (об этом смотрите ниже);

• планировать программы в соответствии с Фундамен­тальными принципами Скаутинга.

Создание самых разнообразных программ должно основываться на двух главных положениях:

а) максимально удовлетворять потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок - индивидуаль­ность, имеющая свои тенденции развития. Это означает, что программа работы скаутского пат­руля должна соответствовать интересам каждого из его членов. То, что для одного является самым желанным, для другого может быть второстепенным, способности одного могут значительно отличаться от способностей другого;

б) способствовать постепенному интегрированию скаута в общество, что можно осуществить, поощ­ряя молодого человека к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать свои знания и навыки, способ­ность к адаптации, используя при этом источники социального взаимодействия, сотрудничества и весь авторитет лидера.

Далее перечислим обязательные позиции, вытекаю­щие из основных принципов Скаутинга, которые вы никогда не упускайте из виду при построении скаутских программ:

• Цель - это то, что вы думаете делать!

• Последовательность - это необходимость опреде­ления долгосрочных и краткосрочных планов.

• Тема - это предмет изучения или научения, это процесс постижения всевозможных навыков.

• Удовлетворение - это основной интерес для скаута, то что является приоритетом в работе лидера.

• Разнообразие - залог успеха программы при уникальности каждой из них.

• Кульминация - планирование наивысшей точки, достижение ее и релаксация.

• Баланс - все составляющие программу мероприятия должны быть рационально распределены.

• Источники - использование всех имеющихся на местах данных для эффективной работы скаутов.

Важно, чтобы для вас стало правилом всесторонне анализировать процесс делания проектов.

Любая программа, над которой вы работаете, должна учитывать восемь базовых элементов - требований, имеющих непосредственное отношение к Закону и Обещанию.

1) Деятельность на природе является наиболее важным условием объединения в Скаутинге, что позволяет испытывать чувства приключения, романтики, уверенности в себе, предоставляет широкие возмож­ности для реализации практических дел.

2) Игра должна быть использована всегда в скаутских программах и в любом возрасте как неотъемлемое условие разностороннего развитии личности.

3) Индивидуальный выбор - непременное условие для раскрытия всего потенциала человека, что крайне важно учитывать при создании скаутских программ. Ребенок сможет правильно ориентироваться в жизни только тогда, когда под вашим чутким руководством он научится понимать и оценивать свои собственные симпатии и антипатии. Скауты всегда должны иметь возможность для персонального выбора - по каким программам работать, какими тестами проверять свои навыки, выбирать виды работы, игры, религиозные обряды, систему поощрений, решать самостоятельно финансовые вопросы.

4) Церемонии и традиции - каждая скаутская встреча предполагает определенную церемонию открытия и закрытия; традиционно скаутские встречи-совещания бывают очень короткими, простыми и корректными. Молитвы как своего рода традиции, связанные с вероисповеданием, как необходимый ритуал должны помочь определиться в жизни, в духовном устрем­лении скаута, в признании истинных ценностей повседневной жизни.

5) Призыв (клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом,- он наполнен добротой, верностью, дружбой, задором и непременно должен быть признан обществом.

6) Практический труд (ручной труд) присутствует в любой программе скаутов, он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям.

7) Самовыражение - необходимое условие, без кото­рого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий каждой программы призваны помочь скауту выработать уверенность в себе и способ­ность к самооценке и общению с другими.

8) Поощрения - всякая программа должна стимули­ровать ребенка к достижению успеха. Именно это дает шанс каждому удовлетворить свою потреб­ность быть полезным обществу и в конечном счете позволяет испытывать чувство гордости за самого себя.

Знания приходят с опытом, но при планировании вам надо помнить пять принципиальных положений, с каким бы вы возрастом не работали, какие бы вы программы не составляли; эти своеобразные пять "золотых" правил дидактики Скаутинга заключаются в следующем:

1. Соблюдение шума, который так естестве­нен для молодых; умело организованные звуко­вые эффекты позволят избежать беспорядоч­ного шума; дайте ребятам возможность быть счастливыми, держите организованный процесс под контролем до тех пор, пока ребята не насладятся им.

2. Соблюдения "безопасности", в основе которой лежит принцип "паровоза". Дело в том, что в мальчиках и девочках быстро накапливается энергия, а значит увеличивается давление, и, если вы не выпустите вовремя пир через спасательные клапаны, они могут разрушить все ваши планы.

3. Соблюдение равновесия - это должно происхо­дить легко, с улыбкой, энтузиазмом, при полном, соответствии настроениям скаутов и собствен­ного настроения

4. Поощрения – очень хорошо, если вы чаще будете говорить детям комплименты, конечно, имея на то основания, это вдохновит их: они будут стараться делать еще лучше. Ребята должны чувствовать себя преуспеваю­щими, испытывать душевный подъем, а не разочарования, которые могут привести к потере интереса.

5. Эмоции - очень часто лидеры заставляют. себя подавлять эмоции и стараются подавить их в детях. Не бойтесь детских эмоций! Помните, что часто дети не выражают словами своего признания, о признании говорит блеск их глаз, а это - лучшая оценка вас и вашей работы, это - залог будущего успеха.

Планирование всегда нацелено на приобретение скаутами опыта взаимодействия с: окружающей средой, щедрого духовного потенциала, опыта приклю­чений, предлагающих удовольствие и эмоциональные переживания, и т.д. Другими словами, дайте все для юной любознатель­ной личности. Вам нужно помнить, что все запланированные меропри­ятия должен пронизывать принцип удовольствия. Удовольствие - это целый комплекс возможностей, которые необходимо использовать для достижения определенных целей. Движение и удовольствие - именно па это вы ориентируетесь в любом пункте программы, именно эта связка позволяет делать многое, что невозможно сделать никакими другими способами.

Скаутская программа всегда очень гибкая! Только тогда она позволит каждому скауту разви­ваться в подходящем для него ритме, добиваться успеха на своем поприще и испытывать удовлет­ворение от достигнутого.

- Никогда не высказывайте ребятам свои сомнения относительно их возможностей, не спрашивайте их: "Вы умеете это делать или нет?"

- Организуйте дело таким образом, чтобы эти навыки проявились в их активности.

Истинное гражданство, постижение жизни, радость творчества, успешный результат, испытания и приклю­чения, хорошая программа - это не то, что вы делаете для скаута, это то, что Скаутинг делает для скаута.

ПЛАНИРОВАНИЕ В СКАУТИНГЕ

Планирование, конечно же - одна из сложнейших проблем в деятельности скаутского лидера, как вы убедились на своей собственной практике. Попытаемся проанализировать механизм процесса с позиций менеджмента.

Планируем победу

Ни одна общественная организация, которая стремится:

• укрепить свое положение в обществе,

• увеличить численность своих сторонников,

• разработать молодежные программы, отвечающие особенностям любого этапа,

• повысить качественный уровень подготовки членов,

• установить тесные контакты с другими институ­тами, способными организовать поддержку,

• стать современной и одновременно имеющей свои собственные традиции организацией,

• обеспечить высокий профессиональный уровень,

• постоянно улучшать свое финансовое состояние,

НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, если она живет сегодняшним днем. Ей необходимо четко определить:

• свои цели,

• основные направления концентрации усилий,

а для этого организовать деятельность в соответствии с ответами на три вопроса:

- Что делать?

- Как делать?

- Когда делать?

Процесс, который позволяет сделать работу органи­зации более эффективной и динамичной, называется планированием. Он включает:

• определение основных целей работы, вытекающих из задач организации и ее положения в обществе:

• постановку (отдельно для каждого направления деятельности) четких и ясно сформулированных задач в рамках основных целей;

• выработку системы показателей работы органи­зации, которые позволили бы оценить, насколько выполнены поставленные задачи;

• составление плана действий, где бы четко опреде­лялось, что необходимо сделать для реализации каждой задачи (действия, мероприятия, челове­ческие ресурсы, финансовые и технические средства);

• оценку полученных результатов.

Для того чтобы организация работала в верном направлении и четком ритме, необходимо каждому ее члену иметь ясное представление о том, какие поставлены задачи. Основные направления деятельности должны строго соответствовать этим задачам и ряду принципов, важнейшие из которых заключены в следующих вопросах:

• Насколько выполнение этой задачи будет способствовать достижению конечных целей?

• Соответствует ли задача основным принципам организации?

Правильная постановка основных задач позволит добиться наилучших результатов, обеспечив высокую эффективность ее деятельности. Для того чтобы предвидеть будущее, нужно иметь четкое представление о настоящем. Поставленные цели (ориентированные на достижение определенных результатов) должны основываться на оценке реальной ситуации. И чем правильнее этот анализ, тем легче сформу­лировать реальные и верно поставленные задачи; именно поэтому анализ текущей ситуации должен проводиться до построения каких-либо планов. Охватывая все аспекты деятельности, анализ тем не менее не должен изобиловать ненужными подроб­ностями, поскольку в таком случае может быть неверно оценена сложившаяся ситуация и не учтены значимые характеристики группы.

Основное внимание при анализе обратите на:

• определение сложившейся ситуации (включая анализ сильных и слабых сторон организации), имеющей отношение к проведению мероприятий, к результатам деятельности, к ее численности и т.д.;

• оценку результатов деятельности за последние несколько лет, а также заключение о том, насколько эти результаты соответствуют первоначально спрог­нозированным.

Например, могут быть проанализированы такие показатели, как:

• увеличение (уменьшение) численности организации;

• новаторства в программах молодежи;

• источники финансирования;

• отношения с другими организациями (государст­венными и общественными);

• проверку того, насколько деятельность организации соответствует потребностям и чаяниям молодых лю­дей, их родителей, взрослых руководителей, спон­соров и т. д.; в частности, что касается деятельности руководящего состава, его отчетов о финансировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: