Контроль — это процесс наблюдения за изменениями внешней и внутренней среды организации.
Для осуществления контроля необходимо наличие:
а) объективных и существенных контролируемых показателей;
б) критериев, позволяющих классифицировать отклонения от показателей как существенные и опасные либо как допустимые;
в) системы и процедуры контроля.
По характеру воздействия на объект контроля выделяются упреждающая и результирующая формы контроля.
Упреждающий контроль направлен на предупреждение отклонений и сбоев. С этой целью выявляются отклонения в происходящих процессах от нормы, моделируются возможные негативные последствия, осу-: ществляются необходимые корректировки действий для предотвращения нежелательных последствий.
Результирующий контроль констатирует полученные результаты. Он не может исправить, изменить уже произошедшее событие, поскольку является запаздывающим, но позволяет сделать выводы, чтобы избежать повторения допущенного просчета в будущем.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ по трем ключевым видам ресурсов, необходимых для нормального протекания процессов: человеческим, материальным и финансовым. Это контроль на входе процесса, обеспечивающий максимальное соответствие требуемым стандартам и нормам ресурсов.
Текущий, или производственный, контроль ведется по ходу выполнения всех этапов и процедур самого процесса производства. Он позволяет своевременно выявлять проблемы, устанавливать причины их возникновения, принимать меры по их устранению и обеспечивает обратную связь в процессе производства.
Заключительный контроль — результирующий. Он констатирует качество результата, полученного по завершении процесса производства (например, качество продукции, оценку выполнения работы, оперативного плана или задания человеком, подразделением или организацией). Результирующий контроль осуществляется путем сравнения полученных результатов с плановыми.
Этапы процесса контроля.
На первом этапе устанавливаются параметры, в сравнении с которыми предполагается оценивать деятельность, т.е. цели, показывающие, на что надо ориентироваться. Они должны быть конкретны, представлены в виде результата (стандартов, норм, планов), ожидаемого к определенному времени.
На втором этапе процесса контроля измеряются достигнутые показатели работы. Его эффективность зависит от того, насколько адекватно показатели, выбранные на первом этапе, отражают движение организации к поставленным целям, а также от соответствия составу стандартов, норм и планов.
На третьем этапе сравниваются фактически достигнутые результаты и плановые показатели, что позволяет установить наличие отклонений и выявить их причины.
На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и по мере необходимости предпринимаются шаги по корректировке действий или планов.
В процессе реализации функции контроля необходимо руководствоваться следующими принципами:
• заблаговременности — контроль должен носить упреждающий характер;
• объективности — контроль должен опираться на точные, объективные нормы, стандарты, планы, а не зависеть от личных симпатий и антипатий менеджмента;
• разумности — контроль не может быть мелочным; важно правильно определить ключевые места, минимизировать количество контролируемых параметров, частоту осуществления проверок;
• экономичности — результаты контроля должны оправдывать затраты на его проведение;
• открытости — контролируемые обязаны знать, что и как контролируется и каковы итоги контроля;
• результативности — по результатам контроля принимаются решения и определяются меры воздействия на обстоятельства и конкретных лиц;
• индивидуальности — при осуществлении контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности контролируемых лиц.
•