Огромный вклад в развитие бихевиористского направления и науку управления внес Абрахам Маслоу, один из ведущих американских психологов в области исследования мотивации. В работе «Теория человеческих потребностей» он изложил теорию иерархии потребностей, часто называемую «пирамидой потребностей»
Физиологические потребности обеспечивают стремление человека к выживанию. Он нуждается в воздухе, пище, одежде, жилище, сексе, ощущении защищенности.
Потребности безопасности связаны с предотвращением опасных для человека изменений, защитой от физического и психологического нападения извне и гарантией удовлетворения физиологических потребностей в перспективе (материальное благополучие, здоровье, обеспеченная старость и т.п.).
Социальные потребности (осознание принадлежности и причастности) отражают необходимость ассоциировать себя с какой-либо общностью (группой), иметь социальные контакты, ощущать привязанность, чувствовать поддержку, стремиться к установлению дружеских отношений.
|
|
Сознание собственного достоинства (признание окружением, результат самоутверждения) — это потребность индивида в признании окружающими его личных качеств и достижений. Человек желает занимать престижное место в коллективе, испытывать уважение, социальный успех.
Потребность самовыражения или осуществления самого себя — это желание реализовать свои потенциальные возможности в развитии, стремление к развитию личности, самореализации, самоактуализации, осмыслению своего назначения в мире.
Иерархический характер потребностей обусловливает первоочередность удовлетворения потребностей более низкого уровня и лишь затем — следующего, более высокого уровня, который становится фактором, определяющим поведение индивида. Человек — открытая система, и в процессе его развития приоритеты его потребностей изменяются.
Управление должно осуществляться на основе выявления потребностей работника и использования соответствующих методов мотивации. Чтобы стимулировать работника к эффективному труду, менеджер должен знать, какие именно потребности движут подчиненными ему людьми, и предоставить им возможность удовлетворить эти потребности посредством действий, которые одновременно обеспечат достижение целей ор организации. Потребности, мотивирующие определенного работника в конкретной ситуации, в другое время могут не возыметь никакого эффекта, а на другого работника в аналогичной ситуации и вовсе не подействовать.
Д. Мак-Клелланд в работе «Два лица власти» выделил следующие виды потребностей, мотивирующих трудовую деятельность людей и приобретенных под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:
|
|
1.потребности успеха,
2.причастности
3. власти.
Потребность успеха (достижений) удовлетворяется, если работа доводится до благополучного завершения. Люди с выраженной потребностью успеха обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, ориентируясь на свои возможности. Они предпочитают принимать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной реакции от своих действий и решений. Им нравится делать выбор и отвечать за него, они одержимы задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность.
По мнению Мак-Клелланда, потребность успеха характеризует не только отдельных людей, но и отдельные общества. Те из них, где потребность в достижениях велика, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику, в то время как общества с более слабой потребностью достижения развиваются хуже.
Потребность причастности, или соучастия, аналогична социальной потребности по версии Маслоу. Она проявляется в стремлении индивида общаться, быть причастным к деятельности коллектива. Люди с высоким порогом соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих, прислушиваются к чужим суждениям о себе. Такие сотрудники предпочитают работу, позволяющую находиться в активном взаимодействии как с коллегами, так и с клиентами. Руководство организации должно регулярно оценивать уровень данной потребности у работников, чтобы найти ей применение в процессе управления.
Потребность власти, или властность, выражается в желании контролировать действия других людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия. Люди, испытывающие такую потребность, обычно полны энергии, не боятся конфронтации, решительно отстаивают собственную позицию.
Ф. Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации, в соответствии с которой потребности, мотивирующие работников к эффективному труду, подразделяются на поддерживающие и действительно мо-тивационные. Теория мотивации Ф. Герцберга была выведена в результате широкомасштабного исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем этим служащим, работающим в одной компании, было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?» Ф. Герцберг обнаружил в ответах респондентов две ясно различимые группы потребностей.
Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Выяснилось, что при их наличии, хотя неудовлетворения и не наблюдалось, но не возрастала ни мотивация, ни удовлетворение от работы. Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает еще и дополнительную награду.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга включают следующие: политика фирмы и администрации; условия работы; заработок; гарантия работы как наличие или отсутствие уверенности в завтрашнем дне; межличностные отношения как по горизонтали, так и по вертикали; степень непосредственного контроля за работой.
Вторую группу, факторов Ф. Герцберг назвал мотиваторами, или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста. Заметьте, что эти факторы имеют мотивационный потенциал, т. к. работа, предоставляющая такие условия, представляет собой определенную ценность. Действительно мотивационные факторы связаны с сущностью работы: это личный успех, признание и одобрение окружающими результатов труда, возможность профессионального и творческого роста.
|
|