Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Напомним, что в УМК по литературе для основной школы была разработана система последовательного и поэтапного обучения школьников исследовательской и проектной

 

Напомним, что в УМК по литературе для основной школы была разработана система последовательного и поэтапного обучения школьников исследовательской и проектной деятельности.

В 10 классе исследовательские и проектные компетенции учащихся продолжают развиваться и совершенствоваться, являются основой постижения литературы.

Если учитель шёл вслед за нашими рекомендациями, которые предполагали последовательное, пошаговое и системное формирование исследовательских и проектных умений школьников при изучении литературы в 5 – 9 классах, то для него не составит труда эффективно организовать учебную деятельность десятиклассников. БОльшую часть этой деятельности будет составлять их самостоятельная работа, основанная на умении видеть цель и задачи исследования, анализировать текст, обобщать результаты анализа, использовать материалы литературно-критических статей, представлять публично результаты исследования и пр.

Напомним, что наша позиция -- признание принципиального различия между категориями «проект» и «исследование». Исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины. Результат исследования, также в соответствии с традициями академической культуры, отражается в письменных или устных текстах. Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения, не имеет жёсткой регламентации последовательности действий. Результат проектной деятельности может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем.

Исследовательские и проектные задания в учебнике 10 класса включены в каждый раздел, а в случае обзорного изучения произведений составляют его основу.

Ряд формулировок заданий, связанных с проведением исследования, содержит «подсказку» -- намечает путь проведения исследования: «Проведите самостоятельное исследование: докажите, опираясь на творчество двух-трёх представленных в данном тексте писателей, что они были современниками. Перед началом выполнения задания необходимо выделить и обосновать, что в содержании и художественных особенностях литературного произведения свидетельствует о его принадлежности той или иной эпохе. Задание можно выполнять в паре. Результаты исследования представьте письменно или устно (по вашему выбору».

Мы полагаем, что подлинное исследование возможно только в том случае, если учителю удается формировать и развивать познавательный (исследовательский) интерес учащихся. Обратим внимание учителей на такие формулировки: «Если вас заинтересовала эта драматическая история, проведите самостоятельное исследование: «Является ли Е.В. Толстая прототипом Ольги Ильинской?»; «Сопоставьте приведённые ниже фрагмент из романа «Обломов» и стихотворение А.С. Пушкина «Буря». Какие пушкинские традиции в творчестве Гончарова выявляет это сопоставление? Ответ можно дать письменно или устно (по вашему выбору). Если вас заинтересовала эта тема, проведите самостоятельное исследование «Традиции Пушкина в творчестве Гончарова», проанализировав другие романы Гончарова и произведения Пушкина разных жанров. О результатах своего исследования расскажите на уроке литературы или на научно-практической конференции школьников».

Никакого обязательного выполнения такого задания, никакого давления на учащихся, но при этом поддержка, поощрение, сопровождение юного исследования – вот главные условия организации исследовательской работы.

В 10 классе продолжаем проводить уроки в форме научно-практических конференций. Учащиеся уже умеют не только участвовать в подобных конференциях, но и организовывать их. Тем не менее, в формулировке заданий, связанных с выступлениями на конференциях, мы напоминаем учащимся алгоритм действий: «Проанализируйте фрагмент романа — главу «Сон Обломова». Работу над фрагментом можно проделать в форме научно-практической конференции. Распределите вопросы, проведите самостоятельное мини-исследование. Подготовьте доклад и выступите с ним на конференции. Обязательно выберите ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги. Цель конференции — на основе проведённых наблюдений над текстом объяснить, почему «Сон Обломова» Гончаров назвал «увертюрой всего романа». Проблемные вопросы мини-исследований <перечислены вопросы>…»; «Проведите самостоятельное исследование. Цель исследования: дать всестороннюю характеристику личности хозяина описанного ниже кабинета. Задачи исследования:

• написать историко-литературный комментарий к приведённому мемуарному фрагменту об А.Н. Островском: собрать, проанализировать и обобщить сведения обо всех упомянутых в нём деятелях литературы и искусства, художественных произведениях, значимых деталях быта и пр.;

• на основе комментария сделать вывод об уровне образованности, интересах, привычках, особенностях характера, принципах взаимоотношений с другими людьми, ценностях, вкусе, роде занятий хозяина кабинета.

Перед началом работы познакомьтесь с образцом подобного труда: Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980 (или любое более позднее издание).

О результатах своего исследования расскажите на уроке литературы

или на научно-практической конференции школьников».

В 10 классе самостоятельное исследование может стать основой освоения важной темы или проблемы, главным методом и главной формой организации урока. Например: «Проведите самостоятельное исследование. Цель исследования: поэтапно восстановить путь духовного развития Пьера Безухова.

Задачи исследования представлены в системе приведённых ниже

вопросов и заданий <даны задачи исследования с указанием необходимого текстового материала >.

О результатах своего исследования расскажите на уроке литературы.

Задание можно выполнить индивидуально, в паре или в группе».

Важное место в курсе литературы 10 класса занимают проектные задания. В формулировках этих заданий также дается алгоритм их выполнения: «Если вас заинтересовал роман, создайте проект-экскурсию «Петербург. По страницам „Преступления и наказания“». Определите цель создания виртуальной экскурсии. Для кого она будет демонстрироваться, в каких ситуациях. Сформулируйте общий замысел экскурсии. Спланируйте этапы выполнения проекта, распределите обязанности(анализ текста романа, изучение специальной литературы и комментариев к роману, подбор видеоматериалов и иллюстраций, написание сценария экскурсии, монтаж и т. д.). Проведите самооценку результата проектирования».

В случае необходимости при выполнении проектных и исследовательских заданий можно обратиться к памятке, которая была помещена в учебнике 9 класса: «Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: