А. Н. Островский «Гроза»

 

1. Читая текст, ответьтена вопросы, связывающие его содержание с содержанием пьесы.

 

К у л и г и н (кто такой?_______________________) (сидит на лавочке), К а б а н о в (кто такой?_____________________) (идет по бульвару).

К у л и г и н (поет). Ночною темнотою покрылись небеса. Все люди для покою закрыли уж глаза… и пр. (Увидав Кабанова.) Здравствуйте, сударь! Далеко ли изволите?

К а б а н о в. Домой. Слышал, братец, дела-то наши? Вся, братец, семья в расстройство пришла.

К у л и г и н. Слышал, слышал, сударь.

К а б а н о в. Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька (как зовут героиню?__________________________) читала, читала мне наставления-то, а я как выехал (из какого города выехал герой?_________________________), так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил. Да хоть бы и вспомнил-то, так мне бы и в ум не пришло, что делается (о каком событии идет речь?______________________________). Слышал?

К у л и г и н. Слышал, сударь.

К а б а н о в. Несчастный я теперь, братец, человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!

К у л и г и н. Маменька-то у вас больно крута.

К а б а н о в. Ну да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажи ты мне на милость? Я вот зашел к Дикому (кто такой?____________________), ну, выпили; думал -- легче будет, нет, хуже, Кулигин! Уж что жена (как зовут жену Тихона?_________________________) против меня сделала! Уж хуже нельзя...

К у л и г и н. Мудреное дело, сударь. Мудрено вас судить.

К а б а н о в. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало. Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее.

К у л и и н. Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сделать! Вы бы простили ей, да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!

К а б а н о в. Уж что говорить!

К у л и г и н. Да уж так, чтобы и под пьяную руку не попрекать. Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди -- лучше всякой.

К а б а н о в. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришь!..

К у л и г и н. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.

К а б а н о в. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума.

И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.

К у л и г и н. Эх, сударь! Дела, дела! Ну, а Борис-то Григорьич (кто такой?_______________________), сударь, что?

К а б а н ов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды.

К у л и г и н. Ну, что же он, сударь?

К а б а н о в. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с

дядей, уж ругали, ругали,-- молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной,

говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость

имеет.

К у л и г и н. Хороший он человек, сударь.

К а б а н о в. Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется. Ну, да мало ли чего! Будет с него. Враг ведь он мне, Кулигин! Расказнить его надобно на части, чтобы знал...

К у л и г и н. Врагам-то прощать надо, сударь!

К а б а н ов. Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.

Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова,-- взяла да и ушла.

К у л и г и н. Куда ушла?

К а б а н о в. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. "Не запирайте,--говорит,--хуже будет!" Вот так и вышло. Что ж мне теперь делать, скажи ты мне? Научи ты меня, как мне жить теперь? Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возмусь -- руки отваливаются. Вот теперь домой иду: на радость, что ль, иду?

 

 

Ответ не дан, или допущено более 4 ошибок Допущено 3-4 ошибки Допущено 2 ошибки Допущена 1 ошибка Дан верный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
Коэффициент сложности задания 1

 

2. Догадайтесь по контексту, что означают слова и выражения:

мудрено судить

поедом ест

ладком

1 балл 2 балла 3 балла
Коэффициент сложности задания 1

 

3. Представьте, что Вам необходимо сделать постраничные сноски к тексту романа. Используя справочную литературу или интернет, объясните значения слов:

Тяхта

расказнить его надобно на части

 

1 балл 2 балла
Коэффициент сложности задания 2

 

4. Представьте, что вы являетесь автором комментариев к тексту драмы Островского «Гроза». Соберите необходимый материал, чтобы рассказать о социальной роли купечества в России середины XIX века (создайте лаконичный, содержательно насыщенный текст комментария):

 

«А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору…»

 

Ответ не дан, или дан неверный ответ Вопрос понят, но ответ неточен Дан верный ответ на основе общих знаний Дан верный ответ с опорой на источники информации
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Коэффициент сложности задания 3

 

5. «К у л и г и н. Хороший он человек, сударь». Объясните, почему Кулигин называет Бориса хорошим человеком.

 

Ответ не дан, или дан неверный ответ Вопрос понят, но ответ неточен Дан верный ответ с опорой на текст пьесы
0 баллов 1 балл 2 балла
Коэффициент сложности задания 2

 

 

6. Согласны ли вы с утверждением Кулигина (задание 5)? Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос.

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Коэффициент сложности задания 2

 

 

7. Проанализируйте текст литературно-критической статьи А.Д. Галахова (современника А.Н. Островского). Продолжите рассуждение.

В новой своей пьесе "Гроза" г. Островский, по моему мнению, не покинул выбранной им специальности -- поэтического представления купеческого быта в существеннейших его проявлениях; но его … не обязывало ни желание выставить одни темные стороны, при которых, по словам Гоголя, остается единственно честным лицом -- комический смех, ни желание отыскивать идеалы там, где они еще не выработаны историческим развитием. Действительность является именно такою, какова она на самом деле: в смешении нравственного и умственного безобразия с красотою души и сердца:………

 

Ответ не дан, или вопрос не понят Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный Дан точный, подробный, аргументированный ответ
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Коэффициент сложности задания 3

 

8. Сопоставьте две сцены из драмы «Гроза»: приведенную в задании №1 и помещенную ниже. Выделите аспекты для сопоставления (их число определите самостоятельно). Результаты сопоставления оформите в таблице. Сформулируйте вывод.

В а р в а р а и потом Б о р и с.

 

В а р в а р а. Кажется, он!

Борис проходит в глубине сцены.

Сс-сс!

Борис оглядывается.

Поди сюда. (Манит рукой.)

Борис входит.

Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Б о р и с. А что?

В а р в а р а. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не

ждали его, а он приехал.

Б о р и с. Нет, я не знал.;

В а р в а р а. Она просто сама не своя сделалась!

Б о р и с. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж

теперь не увидишь ее!

В а р в а р а. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка

бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у

помешанной! Давеча утром плакат принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что

мне с ней делать?

Б о р и с. Да, может быть, пройдет это у нее!

В а р в а р а. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька

замечать это стала, ходит да все,на нее косится, так змеей и смотрит; а она

от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и боюсь я.

Б о р и с. Чего же ты боишься?

В а р в а р а. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее

все станется! Таких дел наделает, что...

Б о р и с. Ах, боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила

хорошенько. Неужели уж нельзя ее уговорить?

В а р в а р а. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.

Б о р и с. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?

В а р в а р а. А вот что: бухнет мужу в ноги да и расскажет все. Вот чего я

боюсь.

Б о р и с (с испугом). Может ли это быть?

В а р в а р а. От нее все может быть.

 

Аспекты для сопоставления Общее Различие
1.      
2.      
     
     
     
     
     
     
  Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

Ответ не дан, или дан неверный ответ Дан верный ответ, но не все аспекты сопоставления раскрыты Дан полный ответ
0 баллов 1 – 2 балла 3 балла
Коэффициент сложности задания 3

 

Сформулируйте темы сочинений, раскрывая которые можно использовать собранный вами ходе сопоставления материал.

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

 

1 балл 2 балла 3 балла
Коэффициент сложности задания 3

 

9. На сайте в Интернете опубликованы отзывы современных читателей о пьесе Островского «Гроза». Примите участие в обсуждении: прочтите приведённый ниже отзыв и продолжите диалог.

Я же считаю, что сейчас девушки как раз-таки продолжают путь: кто Катерины, кто Кабанихи и т.д. В этой пьесе, я считаю, показана эмансипация женщины, так как действия совершают героини, а мужчины только «плывут по течению». Тихон меня вообще раздражает, и жену свою ни капельки не любит (сам из дома уехал, а жена пусть мучается со свекровью)!Для меня здесь вообще нет ни положительных, ни отрицательных героев!

http://az.lib.ru/

 

Задание не выполнено или выполнено неверно Задание понято, но выполнено формально, без учёта поставленной цели Задание выполнено, но цель достигнута не полностью Задание выполнено, цель достигнута полностью
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
    Коэффициент сложности задания 3 Соблюдены требования жанра, в котором написан текст
1 балл
Проявлены оригинальность и творческий подход
1 балл

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: