1. Читая текст, ответьтена вопросы, связывающие его содержание с содержанием пьесы.
К у л и г и н (кто такой?_______________________) (сидит на лавочке), К а б а н о в (кто такой?_____________________) (идет по бульвару).
К у л и г и н (поет). Ночною темнотою покрылись небеса. Все люди для покою закрыли уж глаза… и пр. (Увидав Кабанова.) Здравствуйте, сударь! Далеко ли изволите?
К а б а н о в. Домой. Слышал, братец, дела-то наши? Вся, братец, семья в расстройство пришла.
К у л и г и н. Слышал, слышал, сударь.
К а б а н о в. Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька (как зовут героиню?__________________________) читала, читала мне наставления-то, а я как выехал (из какого города выехал герой?_________________________), так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил. Да хоть бы и вспомнил-то, так мне бы и в ум не пришло, что делается (о каком событии идет речь?______________________________). Слышал?
К у л и г и н. Слышал, сударь.
К а б а н о в. Несчастный я теперь, братец, человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!
К у л и г и н. Маменька-то у вас больно крута.
К а б а н о в. Ну да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажи ты мне на милость? Я вот зашел к Дикому (кто такой?____________________), ну, выпили; думал -- легче будет, нет, хуже, Кулигин! Уж что жена (как зовут жену Тихона?_________________________) против меня сделала! Уж хуже нельзя...
К у л и г и н. Мудреное дело, сударь. Мудрено вас судить.
К а б а н о в. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало. Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее.
К у л и и н. Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сделать! Вы бы простили ей, да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!
К а б а н о в. Уж что говорить!
К у л и г и н. Да уж так, чтобы и под пьяную руку не попрекать. Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди -- лучше всякой.
К а б а н о в. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришь!..
К у л и г и н. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.
К а б а н о в. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума.
И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.
К у л и г и н. Эх, сударь! Дела, дела! Ну, а Борис-то Григорьич (кто такой?_______________________), сударь, что?
К а б а н ов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды.
К у л и г и н. Ну, что же он, сударь?
К а б а н о в. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с
дядей, уж ругали, ругали,-- молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной,
говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость
имеет.
К у л и г и н. Хороший он человек, сударь.
К а б а н о в. Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется. Ну, да мало ли чего! Будет с него. Враг ведь он мне, Кулигин! Расказнить его надобно на части, чтобы знал...
К у л и г и н. Врагам-то прощать надо, сударь!
К а б а н ов. Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.
Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова,-- взяла да и ушла.
К у л и г и н. Куда ушла?
К а б а н о в. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. "Не запирайте,--говорит,--хуже будет!" Вот так и вышло. Что ж мне теперь делать, скажи ты мне? Научи ты меня, как мне жить теперь? Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возмусь -- руки отваливаются. Вот теперь домой иду: на радость, что ль, иду?
Ответ не дан, или допущено более 4 ошибок | Допущено 3-4 ошибки | Допущено 2 ошибки | Допущена 1 ошибка | Дан верный ответ |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
Коэффициент сложности задания 1 |
2. Догадайтесь по контексту, что означают слова и выражения:
мудрено судить
поедом ест
ладком
1 балл | 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 1 |
3. Представьте, что Вам необходимо сделать постраничные сноски к тексту романа. Используя справочную литературу или интернет, объясните значения слов:
Тяхта
расказнить его надобно на части
1 балл | 2 балла |
Коэффициент сложности задания 2 |
4. Представьте, что вы являетесь автором комментариев к тексту драмы Островского «Гроза». Соберите необходимый материал, чтобы рассказать о социальной роли купечества в России середины XIX века (создайте лаконичный, содержательно насыщенный текст комментария):
«А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору…»
Ответ не дан, или дан неверный ответ | Вопрос понят, но ответ неточен | Дан верный ответ на основе общих знаний | Дан верный ответ с опорой на источники информации |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 3 |
5. «К у л и г и н. Хороший он человек, сударь». Объясните, почему Кулигин называет Бориса хорошим человеком.
Ответ не дан, или дан неверный ответ | Вопрос понят, но ответ неточен | Дан верный ответ с опорой на текст пьесы |
0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Коэффициент сложности задания 2 |
6. Согласны ли вы с утверждением Кулигина (задание 5)? Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопрос.
Ответ не дан, или вопрос не понят | Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация | Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный | Дан точный, подробный, аргументированный ответ |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 2 |
7. Проанализируйте текст литературно-критической статьи А.Д. Галахова (современника А.Н. Островского). Продолжите рассуждение.
В новой своей пьесе "Гроза" г. Островский, по моему мнению, не покинул выбранной им специальности -- поэтического представления купеческого быта в существеннейших его проявлениях; но его … не обязывало ни желание выставить одни темные стороны, при которых, по словам Гоголя, остается единственно честным лицом -- комический смех, ни желание отыскивать идеалы там, где они еще не выработаны историческим развитием. Действительность является именно такою, какова она на самом деле: в смешении нравственного и умственного безобразия с красотою души и сердца:………
Ответ не дан, или вопрос не понят | Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация | Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный | Дан точный, подробный, аргументированный ответ |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 3 |
8. Сопоставьте две сцены из драмы «Гроза»: приведенную в задании №1 и помещенную ниже. Выделите аспекты для сопоставления (их число определите самостоятельно). Результаты сопоставления оформите в таблице. Сформулируйте вывод.
В а р в а р а и потом Б о р и с.
В а р в а р а. Кажется, он!
Борис проходит в глубине сцены.
Сс-сс!
Борис оглядывается.
Поди сюда. (Манит рукой.)
Борис входит.
Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Б о р и с. А что?
В а р в а р а. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не
ждали его, а он приехал.
Б о р и с. Нет, я не знал.;
В а р в а р а. Она просто сама не своя сделалась!
Б о р и с. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж
теперь не увидишь ее!
В а р в а р а. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка
бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у
помешанной! Давеча утром плакат принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что
мне с ней делать?
Б о р и с. Да, может быть, пройдет это у нее!
В а р в а р а. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька
замечать это стала, ходит да все,на нее косится, так змеей и смотрит; а она
от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и боюсь я.
Б о р и с. Чего же ты боишься?
В а р в а р а. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее
все станется! Таких дел наделает, что...
Б о р и с. Ах, боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила
хорошенько. Неужели уж нельзя ее уговорить?
В а р в а р а. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.
Б о р и с. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?
В а р в а р а. А вот что: бухнет мужу в ноги да и расскажет все. Вот чего я
боюсь.
Б о р и с (с испугом). Может ли это быть?
В а р в а р а. От нее все может быть.
Аспекты для сопоставления | Общее | Различие | |
1. | |||
2. | |||
… | |||
… | |||
… | |||
… | |||
… | |||
… | |||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Ответ не дан, или дан неверный ответ | Дан верный ответ, но не все аспекты сопоставления раскрыты | Дан полный ответ |
0 баллов | 1 – 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 3 |
Сформулируйте темы сочинений, раскрывая которые можно использовать собранный вами ходе сопоставления материал.
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
1 балл | 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 3 |
9. На сайте в Интернете опубликованы отзывы современных читателей о пьесе Островского «Гроза». Примите участие в обсуждении: прочтите приведённый ниже отзыв и продолжите диалог.
Я же считаю, что сейчас девушки как раз-таки продолжают путь: кто Катерины, кто Кабанихи и т.д. В этой пьесе, я считаю, показана эмансипация женщины, так как действия совершают героини, а мужчины только «плывут по течению». Тихон меня вообще раздражает, и жену свою ни капельки не любит (сам из дома уехал, а жена пусть мучается со свекровью)!Для меня здесь вообще нет ни положительных, ни отрицательных героев!
http://az.lib.ru/
Задание не выполнено или выполнено неверно | Задание понято, но выполнено формально, без учёта поставленной цели | Задание выполнено, но цель достигнута не полностью | Задание выполнено, цель достигнута полностью |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Коэффициент сложности задания 3 | Соблюдены требования жанра, в котором написан текст | ||
1 балл | |||
Проявлены оригинальность и творческий подход | |||
1 балл |