Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
· 9 и менее баллов – несложившийся симптом;
· 10–15 баллов – складывающийся симптом;
· 16 –20 баллов – сложившийся симптом;
· 20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям
правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
|
|
· 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
· 37–60 баллов – фаза в стадии формирования;
· 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:
· какие симптомы доминируют;
· какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
· объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
· в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
· какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.