Творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволяет журналистам оптимизировать свою деятельность.
М. Н. Ким
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происходит обмен творческими идеями.
«Различие творческих индивидуальностей, позиций, подходов неизбежно. И не надо бояться этого, ибо из несовпадения мнений и подходов, как правило, рождаются интересные творческие решения, нестандартные оригинальные произведения» [43, с. 166].
Работая над телепередачей, творческий коллектив всегда решает главные функциональные задачи:
– оперативный отклик на событие;
– способность запечатлеть его, где и в каких бы условиях оно ни происходило;
– умение передать событие в его естественном течении, «без грима»;
– готовность подчинить всю палитру используемых средств воплощению правды самой жизни.
|
|
Успешному решению этих задач способствует осознание каждым членом съемочной группы своей творческой роли и определение меры своего авторско-индивидуального участия в создании передачи, на каждом ее этапе.
Написанный журналистом сценарий как литературная запись будущего экранного произведения:
– обсуждается с режиссером, оператором, звукорежиссером, художником;
– разрабатывается общая концепция пластического и звукового образа создаваемой передачи;
– на основании режиссерского сценария определяется композиционная структура;
– определяются роли и места действия каждого участника передачи, проводится предварительная работа с ведущим;
– подбирается необходимый изобразительный материал;
– предварительный (досъемочный) монтаж передачи проводится на съемочной площадке, определяется расстановка осветительных приборов, телекамер, окончательно утверждается художественное оформление и элементы интерьера.
В этот подготовительный период над передачей работает вся творческая группа.
В съемочный период на передовые позиции выходит телевизионный оператор. Именно от него зависит конечный результат усилий всего творческого коллектива — создателя передачи, именно его глазами видит телезритель все происходящее на экране.
Творческий характер профессии телеоператора проявляется в том, что он:
– работает на съемках под руководством режиссера, в тесном контакте с автором передачи, выступает как журналист, хорошо понимающий необходимость выразить авторскую идею с помощью видеоряда;
– в создании зрительного ряда проявляет свое видение снимаемого материала;
|
|
– демонстрирует владение культурой живописи;
– владея всем арсеналом технических средств, создает «картинку», эмоционально окрашенную и богатую смыслом.
Завершающий этап создания телепередачи — монтаж. Его главные исполнители — режиссер, журналист и монтажер.
Задачи монтажа:
– творческое соединение всех компонентов телевизионной образности (изображение, слово, звук) в такой ритмический ряд, где все смысловые сцепления совпадают со зрительными;
– исключение «отрицательных монтажных эффектов», которые могут стать причиной нежелательного, не соответствующего авторскому замыслу воздействия на зрительскую аудиторию.