Особенности коллективного творческого труда

Истинность информационно-публицисти-

ческой картины, предъявляемой современникам, ее полнота и соотношение различных тонов зависят от уровня профессионализма работников телевидения, от их нравственной позиции, от того, какие у них представления о своей роли в обществе.

Г. В. Кузнецов

Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемочной группы, в которую входят люди разных профессий, вносящие свою лепту в создание экранного произведения. Их объединяют общие задачи и представления о профессиональном долге, сходные убеждения и интересы.

Структурообразующей основой такого творческого коллектива является групповое сознание, отражающее структуру сознания каждого отдельного члена съемочной группы, способы его участия в достижении поставленной цели, в выработке особенного профессионального «почерка», присущего коллективу единомышленников.

 

Элементы группового профессионального сознания:

знания, как наиболее живая и подвижная часть творческого потенциала, постоянно находящаяся в процессе обновления и реализации; выделяются три основные подгруппы:

· эмпирические, основанные на чувственном и мыслительном опыте;

· теоретические, являющиеся результатом изучения и познания общих тенденций журналистской деятельности;

· профессиональные, приобретаемые по мере постижения «секретов» профессии, осмысления индивидуального и коллективного опыта;

мир ценностей как сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания; ценностные ориентации тележурналиста, которые:

· формируются во взаимодействии с другими членами творческой группы;

· становятся элементами саморегуляции поведения;

· определяют направленность воли, внимания и интеллекта;

· интегрируются, образуя мировоззренческую сторону группового сознания;

· выражаются в стремлении к свободе и справедливости, к истине и добру;

традиции, отражающие устойчивые закрепленные в действиях и поступках отношения, возникающие на основе взаимодействия людей; традиции проявляются в специфических формах обмена опытом и способностями; к традициям относятся:

· внутригрупповые взаимоотношения;

· идеи и нормы межличностных взаимодействий;

· индивидуальные качества членов коллектива;

· обеспечение стойкости к изменчивым и развивающимся взаимоотношениям;

· сохранение и передача социального опыта.

Социальные нормы, ценности и традиции непосредственно влияют на характер и содержание коллективной работы журналистов. Они представляют реальный механизм регламентирования многообразных редакционных отношений.

На основе группового профессионального сознания осуществляются функции общения в процессе творческого труда:

– организация совместной деятельности людей (согласование об объединении усилий для достижения общего результата);

– формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

– познание людьми друг друга.

Определение каждым участником создания передачи своего места в творческой группе — это процесс осознания им «своей позиции в системе групповых взаимоотношений. На этом этапе происходит сознательный межличностный выбор, формируются избирательные связи с коллегами, устанавливаются различного рода деловые и неформальные контакты… Межличностные связи формируются на основе деятельности, общения и психологического отражения» [20, с. 28].

В конечном итоге общность идейных взглядов, моральные качества сотрудников, критичность по отношению к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг другу обеспечивают успех совместной деятельности.

К сожалению, порой иные тележурналисты все огрехи своей профессиональной работы перекладывают на проблемы творческой съемочной группы.

По этому поводу — несколько советов:

– в одиночку журналист ничего не сделает, надо прислушиваться к мнению коллег;

– успех передачи — заслуга всей команды;

– каждый человек в съемочной группе имеет право на амбиции и на участие в творчестве;

– критика гораздо полезнее, если она конструктивна и направлена на успех;

Пока журналист не научится не на словах, а на деле уважать всех членов коллектива, успеха не будет [14, с. 67].

5. Профессиональная ответственность

Социальная ответственность телевидения — это разговор о серьезных проблемах, это обращение к факту, но при этом и необходимость всегда помнить, что жизнь измеряет температуру по градуснику, который называется правдой. Не надо никакой цензуры, она внутри человека. Но есть ум и есть разум. Ум дан человеку, чтобы знать, что говорить, а разум — когда, где и в каких условиях. Мы должны знать, как слово наше отзовется… Мы с правдой. Мы должны защищать правду и при помощи правды строить общество.

О. М. Попцов

В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы – это основной механизм координации, упорядочения и поддержания многообразных отношений людей в процессе их совместной деятельности.

В функциональной группе действуют:

профессиональные нормы (регламентируют творческую деятельность всех членов коллектива, работающих над передачей);

правовые нормы (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);

этические нормы (направлены на нравственную регуляцию взаимоотношений с коллегами).

Для выработки и закрепления профессиональных норм в журналистике существуют должностные инструкции и правила; правовые нормы регламентируют работу творческого коллектива на основе принятых в обществе законов; этические нормы являются критерием нравственности журналистики.

Телевидение — особая сфера человеческой деятельности, где соблюдение или нарушение профессиональных норм постоянно демонстрируется перед всем населением страны, в каждой телевизионной передаче. К тележурналистам предъявляются и самые высокие требования, особенно к нравственным основам их деятельности.

По утверждению Я. Н. Засурского, «…журналист добровольно идет на какие-то ограничения, связанные с определенными этическими нормами. Речь идет о чувстве ответственности, связанном с этическими кодексами, журналистской этикой: скажем, вмешательство в частную жизнь и другие моменты, которые имеются ввиду, когда журналист, может быть, даже имеет право по закону сделать какое-то сообщение, но ограничивает себя потому, что это противоречит определенным этическим нормам» [13, с. 67].

О чем бы ни рассказывалось в телепередаче — экономике, спорте, образовании, экологии — автор всегда вторгается в жизнь людей. И ответственность телевидения перед обществом — важная социальная проблема сегодняшней тележурналистики.

Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения тележурналистов предусматривают:

обязанности: давать информацию, служить ареной свободного обмена мнениями, насыщать телеэфир материалами, несущими разные варианты знаний, норм и ценностей, стимулировать нравственные и духовные искания людей: основной нравственный принцип — «не навреди!»;

соотношение свободы и ответственности: абсолютная свобода — возможность выкрикнуть, что король голый, а подлинная ответственная свобода слова — возможность сказать об этом самому королю до того, как он выйдет к людям;

уровни ответственности: перед обществом, перед аудиторией зрителей, перед участниками передач, перед сообществом журналистов, перед телекомпанией, перед собой;

серьезные профессиональные нарушения: плагиат, умышленное искажение фактов, клевета, оскорбление, необоснованное обвинение, получение взятки в любой форме за публикацию (или не публикацию) того или иного материала, исчезновение из повседневной телевизионной практики представлений о приличиях, об этике.

Основные этические нормативы:

– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;

– высокая культура речи;

– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;

– корректность политической пропаганды;

– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих художественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.

Освоение профессионально-этических представлений журналистского содружества — важнейшие моменты профессионального становления.

Нарушения этих нормативов, проявляющиеся в практике телевидения:

– исчезновение представления о приличиях;

– появление в эфире в качестве героев передач истероидных натур, субъектов, не умеющих слышать ничьих доводов, кроме собственных (эксцентричность тут — синоним телегеничности);

– снижение культуры общения;

– проявление безвкусицы, пошлости, цинизма;

– неумение работать в экстремальных ситуациях;

– криминализация эфира;

– превращение телевидения из «окна в мир» в огромную «замочную скважину», где любого можно увидеть «в постели с…».

Личная нравственность тележурналиста — стержень не только профессии, но и всего телевидения. Личная ответственность возрастает в связи с персонифицированным характером сообщаемой с экрана информации.

«Кадры, снятые против воли человека или без его ведома и используемые ему во вред, — насилие над личностью. Но как использовать современные средства для раскрытия человека в его собственных интересах? Техническая революция в области методов съемки скажется в полной мере лишь при условии, что она будет сопровождаться «моральной» революцией» [31, с. 81].

Выходя на экран и принимая то или иное решение, журналист обязан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз отвечая себе заново на вопросы:

– Не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произнесенные в эфире сегодня?

– Смогу ли я после передачи взглянуть в глаза своему герою?

– Не даю ли зрителю повод понять меня не в том смысле, который закладываю в свой текст?

– Касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненамеренно героизировать и романтизировать преступность?

– Всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к личному интересу и личной выгоде?

– Не выступаю ли я невольным проводником политических интересов, которые вынуждают меня отдавать предпочтение одной социальной группе в ущерб другой?

– Не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем клеветы, пускай это происходит и неосознанно?

– Совпадает ли мое поведение с моим представлением о порядочной журналистике, а представление о порядочной журналистике с моим пониманием чести и достоинства?

Такие ценности, как порядочность и достоинство однозначны. Журналист ангажирован только ими [43, с. 256].

 

Контрольные вопросы к разделу

1. Какие личные качества необходимы журналисту для успешной работы?

2. Охарактеризуйте познавательную деятельность тележурналиста как первоначальный импульс к созданию телепередачи.

3. Какие требования предъявляются к телевизионному сценарию?

4. Что такое синопсис и для чего он нужен?

5. Кто входит в состав съемочной группы, работающей над созданием передачи?

6. Как в процессе работы над передачей взаимодействуют журналист, режиссер и оператор?

7. Перечислите этапы работы творческой группы над телепередачей и обязанности каждого члена группы.

8. Из каких элементов складывается групповое профессиональное сознание?

9. Перечислите функции общения в процессе творческого труда.

10. Какими нормами регламентируется коллективная творческая деятельность?

11.Назовите уровни социальной ответственности тележурналиста.

12. Что собой представляет свобода журналистики в демократическом обществе?

13.Где границы той территории, которая называется частной жизнью?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: