Истинность информационно-публицисти-
ческой картины, предъявляемой современникам, ее полнота и соотношение различных тонов зависят от уровня профессионализма работников телевидения, от их нравственной позиции, от того, какие у них представления о своей роли в обществе.
Г. В. Кузнецов
Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемочной группы, в которую входят люди разных профессий, вносящие свою лепту в создание экранного произведения. Их объединяют общие задачи и представления о профессиональном долге, сходные убеждения и интересы.
Структурообразующей основой такого творческого коллектива является групповое сознание, отражающее структуру сознания каждого отдельного члена съемочной группы, способы его участия в достижении поставленной цели, в выработке особенного профессионального «почерка», присущего коллективу единомышленников.
|
|
Элементы группового профессионального сознания:
– знания, как наиболее живая и подвижная часть творческого потенциала, постоянно находящаяся в процессе обновления и реализации; выделяются три основные подгруппы:
· эмпирические, основанные на чувственном и мыслительном опыте;
· теоретические, являющиеся результатом изучения и познания общих тенденций журналистской деятельности;
· профессиональные, приобретаемые по мере постижения «секретов» профессии, осмысления индивидуального и коллективного опыта;
– мир ценностей как сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания; ценностные ориентации тележурналиста, которые:
· формируются во взаимодействии с другими членами творческой группы;
· становятся элементами саморегуляции поведения;
· определяют направленность воли, внимания и интеллекта;
· интегрируются, образуя мировоззренческую сторону группового сознания;
· выражаются в стремлении к свободе и справедливости, к истине и добру;
– традиции, отражающие устойчивые закрепленные в действиях и поступках отношения, возникающие на основе взаимодействия людей; традиции проявляются в специфических формах обмена опытом и способностями; к традициям относятся:
· внутригрупповые взаимоотношения;
· идеи и нормы межличностных взаимодействий;
· индивидуальные качества членов коллектива;
· обеспечение стойкости к изменчивым и развивающимся взаимоотношениям;
· сохранение и передача социального опыта.
Социальные нормы, ценности и традиции непосредственно влияют на характер и содержание коллективной работы журналистов. Они представляют реальный механизм регламентирования многообразных редакционных отношений.
|
|
На основе группового профессионального сознания осуществляются функции общения в процессе творческого труда:
– организация совместной деятельности людей (согласование об объединении усилий для достижения общего результата);
– формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
– познание людьми друг друга.
Определение каждым участником создания передачи своего места в творческой группе — это процесс осознания им «своей позиции в системе групповых взаимоотношений. На этом этапе происходит сознательный межличностный выбор, формируются избирательные связи с коллегами, устанавливаются различного рода деловые и неформальные контакты… Межличностные связи формируются на основе деятельности, общения и психологического отражения» [20, с. 28].
В конечном итоге общность идейных взглядов, моральные качества сотрудников, критичность по отношению к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг другу обеспечивают успех совместной деятельности.
К сожалению, порой иные тележурналисты все огрехи своей профессиональной работы перекладывают на проблемы творческой съемочной группы.
По этому поводу — несколько советов:
– в одиночку журналист ничего не сделает, надо прислушиваться к мнению коллег;
– успех передачи — заслуга всей команды;
– каждый человек в съемочной группе имеет право на амбиции и на участие в творчестве;
– критика гораздо полезнее, если она конструктивна и направлена на успех;
Пока журналист не научится не на словах, а на деле уважать всех членов коллектива, успеха не будет [14, с. 67].
5. Профессиональная ответственность
Социальная ответственность телевидения — это разговор о серьезных проблемах, это обращение к факту, но при этом и необходимость всегда помнить, что жизнь измеряет температуру по градуснику, который называется правдой. Не надо никакой цензуры, она внутри человека. Но есть ум и есть разум. Ум дан человеку, чтобы знать, что говорить, а разум — когда, где и в каких условиях. Мы должны знать, как слово наше отзовется… Мы с правдой. Мы должны защищать правду и при помощи правды строить общество.
О. М. Попцов
В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы – это основной механизм координации, упорядочения и поддержания многообразных отношений людей в процессе их совместной деятельности.
В функциональной группе действуют:
– профессиональные нормы (регламентируют творческую деятельность всех членов коллектива, работающих над передачей);
– правовые нормы (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);
– этические нормы (направлены на нравственную регуляцию взаимоотношений с коллегами).
Для выработки и закрепления профессиональных норм в журналистике существуют должностные инструкции и правила; правовые нормы регламентируют работу творческого коллектива на основе принятых в обществе законов; этические нормы являются критерием нравственности журналистики.
Телевидение — особая сфера человеческой деятельности, где соблюдение или нарушение профессиональных норм постоянно демонстрируется перед всем населением страны, в каждой телевизионной передаче. К тележурналистам предъявляются и самые высокие требования, особенно к нравственным основам их деятельности.
По утверждению Я. Н. Засурского, «…журналист добровольно идет на какие-то ограничения, связанные с определенными этическими нормами. Речь идет о чувстве ответственности, связанном с этическими кодексами, журналистской этикой: скажем, вмешательство в частную жизнь и другие моменты, которые имеются ввиду, когда журналист, может быть, даже имеет право по закону сделать какое-то сообщение, но ограничивает себя потому, что это противоречит определенным этическим нормам» [13, с. 67].
|
|
О чем бы ни рассказывалось в телепередаче — экономике, спорте, образовании, экологии — автор всегда вторгается в жизнь людей. И ответственность телевидения перед обществом — важная социальная проблема сегодняшней тележурналистики.
Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения тележурналистов предусматривают:
– обязанности: давать информацию, служить ареной свободного обмена мнениями, насыщать телеэфир материалами, несущими разные варианты знаний, норм и ценностей, стимулировать нравственные и духовные искания людей: основной нравственный принцип — «не навреди!»;
– соотношение свободы и ответственности: абсолютная свобода — возможность выкрикнуть, что король голый, а подлинная ответственная свобода слова — возможность сказать об этом самому королю до того, как он выйдет к людям;
– уровни ответственности: перед обществом, перед аудиторией зрителей, перед участниками передач, перед сообществом журналистов, перед телекомпанией, перед собой;
– серьезные профессиональные нарушения: плагиат, умышленное искажение фактов, клевета, оскорбление, необоснованное обвинение, получение взятки в любой форме за публикацию (или не публикацию) того или иного материала, исчезновение из повседневной телевизионной практики представлений о приличиях, об этике.
Основные этические нормативы:
– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;
– высокая культура речи;
– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;
– корректность политической пропаганды;
– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих художественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.
|
|
Освоение профессионально-этических представлений журналистского содружества — важнейшие моменты профессионального становления.
Нарушения этих нормативов, проявляющиеся в практике телевидения:
– исчезновение представления о приличиях;
– появление в эфире в качестве героев передач истероидных натур, субъектов, не умеющих слышать ничьих доводов, кроме собственных (эксцентричность тут — синоним телегеничности);
– снижение культуры общения;
– проявление безвкусицы, пошлости, цинизма;
– неумение работать в экстремальных ситуациях;
– криминализация эфира;
– превращение телевидения из «окна в мир» в огромную «замочную скважину», где любого можно увидеть «в постели с…».
Личная нравственность тележурналиста — стержень не только профессии, но и всего телевидения. Личная ответственность возрастает в связи с персонифицированным характером сообщаемой с экрана информации.
«Кадры, снятые против воли человека или без его ведома и используемые ему во вред, — насилие над личностью. Но как использовать современные средства для раскрытия человека в его собственных интересах? Техническая революция в области методов съемки скажется в полной мере лишь при условии, что она будет сопровождаться «моральной» революцией» [31, с. 81].
Выходя на экран и принимая то или иное решение, журналист обязан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз отвечая себе заново на вопросы:
– Не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произнесенные в эфире сегодня?
– Смогу ли я после передачи взглянуть в глаза своему герою?
– Не даю ли зрителю повод понять меня не в том смысле, который закладываю в свой текст?
– Касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненамеренно героизировать и романтизировать преступность?
– Всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к личному интересу и личной выгоде?
– Не выступаю ли я невольным проводником политических интересов, которые вынуждают меня отдавать предпочтение одной социальной группе в ущерб другой?
– Не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем клеветы, пускай это происходит и неосознанно?
– Совпадает ли мое поведение с моим представлением о порядочной журналистике, а представление о порядочной журналистике с моим пониманием чести и достоинства?
Такие ценности, как порядочность и достоинство однозначны. Журналист ангажирован только ими [43, с. 256].
Контрольные вопросы к разделу
1. Какие личные качества необходимы журналисту для успешной работы?
2. Охарактеризуйте познавательную деятельность тележурналиста как первоначальный импульс к созданию телепередачи.
3. Какие требования предъявляются к телевизионному сценарию?
4. Что такое синопсис и для чего он нужен?
5. Кто входит в состав съемочной группы, работающей над созданием передачи?
6. Как в процессе работы над передачей взаимодействуют журналист, режиссер и оператор?
7. Перечислите этапы работы творческой группы над телепередачей и обязанности каждого члена группы.
8. Из каких элементов складывается групповое профессиональное сознание?
9. Перечислите функции общения в процессе творческого труда.
10. Какими нормами регламентируется коллективная творческая деятельность?
11.Назовите уровни социальной ответственности тележурналиста.
12. Что собой представляет свобода журналистики в демократическом обществе?
13.Где границы той территории, которая называется частной жизнью?