Раздел III. Жанровая система телевизионной

ЖУРНАЛИСТИКИ

Определение жанра. Жанроформирующие элементы

Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи.

В. В. Егоров

Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» 19, с. 6]. В учебнике «Телевизионная журналистика» жанр рассматривается как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков» [42, с. 172]. С. Н. Ильченко называет журналистские жанры «формой организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи» [16, с. 5].

Формулировки разные, но суть одна: жанр в журналистике — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических содержательных и структурно-композиционных признаков.

На телевидении творческий процесс создания передачи является поиском оптимального сочетания понятийных и образных способов информации, что ведет к особому виду монтажа, который подчиняется логике изложения фактов с присутствием эмоционального и эстетического начал. Эти особенности отражены в определении телевизионного жанра, предложенном В. В. Егоровым:

«Телевизионный жанр есть конкретное единство особенных свойств формы и содержания в их основных чертах — своеобразной композиции, образности, речи, ритме передачи; опредмечивание авторского художественного замысла» [12, с. 305].

В структуру жанра входят такие жанроформирующие элементы, как предмет изображения, целевая авторская установка и методы изображения.

Предметом изображения могут быть актуальные события, процессы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и сознательной деятельности.

Событие — точно фиксированный во времени и пространстве шаг в общественном процессе, а также природные явления и катаклизмы.

Для исследования события требуется информация о его составных частях и участниках, анализ причинно-следственных связей, действий, мыслей, мотивов. В результате определяется роль, значение события в жизни общества.

Процесс — последовательность взаимосвязанных событий, действий, динамическое следование разных состояний, находящихся в причинно-следственных связях.

Исследуется цепочка фактов. В результате определяются те звенья, которые выражают суть процесса, его характер, тенденции дальнейшего развития.

Ситуация — определенное, повторяющееся на протяжении длительного времени состояние отношений между людьми, коллективами, социальными группами, слоями, странами.

Ситуации бывают:

– благоприятные и неблагоприятные,

– бесконфликтные и конфликтные.

Для исследования ситуации необходимы изучение, дифференциация и сравнение интересов всех участников.

Исследование ведется по горизонтали (противоречия отдельных личностей, находящихся в равном положении) и по вертикали (противоречия между личностью и обществом).

Задача — увидеть противоречия, определить их формы, предложить пути разрешения.

Личность как субъект сознательной деятельности, имеющий:

– необычные способности;

– высокий уровень профессионализма;

– интересные увлечения.

Целевой авторской установкой может быть:

– описание предмета;

– оценка предмета;

– выявление причинно-следственных связей;

– прогноз развития событий и процессов, разрешения ситуаций;

– разработка программы действий.

От целевой авторской установки зависят и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт. На рационально-познавательном (логическом) уровне используются эмпирические, теоретические, социологические и нетрадиционные методы, на эмоционально-чувственном уровне основой создания документальной образности являются художественно-изобразительные средства.

Предмет, цель, метод — базовые понятия, на которых держится жанр. Постоянство связей между ними обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым при сравнении произведений разных авторов.

Выбор жанра возможен только в соединении всех трех жанроформирующих элементов.

«Содержание понятия жанра осложняется из-за диффузии жанров, когда черты одного переходят в другой… В последние годы происходит живой процесс взаимодействия и модификации жанров, перелива их из печати, радиовещания, театра, кино в телевидение и обратно. В ходе такого интенсивного процесса рождаются новые жанры, накапливающие свои особенности [12, с. 360].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: