Подготовительный или организационно-творческий этап начинается с разработки темы. Отбирается материал, позволяющий максимально использовать специфику телевидения.
При этом редактор руководствуется:
- зрелищностью и оперативностью телевидения, «эффектом присутствия», одновременным охватом многомиллионной аудитории;
- взаимодействием телевидения с другими средствами массовой информации;
- спецификой телепоказа (одноразовость передачи компенсируется ясностью изложения, четкостью организации материала, подкреплением слова убедительным зрительным рядом);
- постоянным местом передач в сетке вещания;
- разнообразием телевизионной аудитории.
На подготовительном этапе определяются выразительные средства, позволяющие раскрыть тему наилучшим образом. Утверждаются участники передачи, место и время ее проведения.
Главным содержанием редакторской работы в этот период является редактирование сценариев и сценарных планов. Эти материалы требуют от редактора внимательного и доброжелательного отношения, если они сделаны другим автором, и высокой требовательности и внутреннего напряжения, если автор и редактор одно лицо.
|
|
Учитывая, что в создании передачи будут принимать участие режиссер и оператор, единый план работы с ними следует наметить с самого начала.
«Создание сценария связано с искусством построения драматического действия. Для сюжетного построения сценария очерков, документальных фильмов важно определить, о каких фактах и событиях можно рассказать, а какие необходимо показать, проиллюстрировать» [6, с. 129].
Вместе со сценаристом редактор отрабатывает все компоненты сценария: описательную часть, рассчитанную на экранное воплощение, действие реализуемое в развитии сюжета или идеи; синхронные выступления или закадровый текст.
При этом редактору важно помнить, что драматическое напряжение в публицистическом произведении достигается:
- компоновкой фактов;
- движением авторской мысли;
- последовательно развивающимся сюжетом.
Постановочный этап начинается с того момента, когда отредактированный сценарий поступает к режиссеру, и в подготовку передачи включается вся съемочная группа.
На этом этапе в функции редактора входят:
- поиск изобразительного материала;
- работа с участниками передачи;
- поиски мест для натурных съемок;
- проведение синхронных записей и съемок в павильонах.
На трактовой репетиции редактор дает общую оценку всех компонентов передачи: зрительного ряда, текста, звукового оформления. Вместе с режиссером и оператором редактор участвует в окончательном монтаже программы. Вместе с автором редактируется закадровый текст, который может:
|
|
- пояснять и дополнять изображение, комментировать его;
- задавать передаче необходимую тональность;
- связывать в единое целое отдельные эпизоды передачи;
- содействовать непрерывности действия и композиционному единству передачи.
Определяется и форма закадрового текста. Это может быть:
- внутренний монолог автора или героя;
- повествование как устный рассказ героя;
- эпистолярная дневниковая или мемуарная форма, требующая особого звукового и интонационного воплощения.
Если передачи выходят без предварительной видеозаписи, осуществляется эфирное редактирование (исправление неожиданностей, не предусмотренных сценарием: сокращение или изменение текста, замена одного сообщения другим и т. д.).