Достоверность информации — краеугольный камень телевизионной журналистики.
И. Н. Кемарская
Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
- распределяет задания по сбору оперативного материала;
- отбирает готовые сюжеты;
- сокращает или дополняет их;
- меняет акценты в содержании;
- компонует материалы в программе;
- определяет тип верстки:
· ритмический, который создается чередованием по-разному оформленных фрагментов (голос, изображение, шумы, музыка);
· смысловой, который основывается на содержательном факторе;
· жанровый, который учитывает разнообразие жанров (видеосюжеты, хроника, репортаж, интервью, зарисовка) в рамках отдельного выпуска;
– назначает время выхода в эфир;
– определяет объем передачи;
– определяет место ее в программе.
«Редактор должен следить за тем, чтобы в эфир попала проверенная информация, акценты в которой расставлены не поспешно, чтобы редакции не пришлось менять свои оценки в течение одного дня» [6, с. 123].
|
|
При оценке важности того или иного сообщения редактору приходится учитывать множество характеристик. Степень важности и новизны может:
– определяться по протокольному признаку: степени значимости события;
– носить локальный характер: для всего мира, для страны, для отдельного региона;
– соотноситься с социально-демографическими характеристиками: важно для мужчин, для женщин, детей, пенсионеров, молодежи;
– основываться на ценностной шкале (пример для подражания), на типичности или уникальности, полезности или вреде;
– диктоваться тематическим фактором, тактическим и стратегическим.
«Редактор должен угадывать и выделять те факты и явления, в которых проявляются общественно важные проблемы и которые формируют общественно значимые идеи и мнения. Оценки редактора при фильтрации фактов требует и момент новизны» [6, с. 124].
Редактор обязан знать:
– основные композиционные узлы программы;
– острые полемические места сценария;
– драматические компоненты всей программы, а также многое другое, что обусловливает создание передачи и ее последующее восприятие зрителями.
Редактор может:
– организовать необходимый телефонный звонок в прямом эфире;
– предложить по ходу передачи поворотный вопрос или выразительную реплику в студийной аудитории;
– подготовить приглашенного в студию человека к раскрытию темы, к сообщению необходимой информации, к острому композиционно необходимому вопросу из публики [6, с. 117].
Редактору на заметку:
- обязанности телевизионного редактора многообразны и определяются самим редактором;
|
|
- телевизионный редактор в современных условиях чаще всего является автором своей программы, он редактирует сам себя;
- редактор — это вербальная профессия. Но то, как пишет телевизионный редактор, разительно отличается от того, как пишет, например, газетный журналист;
- редактор должен быть широко образован, потому что невозможно предсказать, с какой тематикой столкнет тебя телевизионная жизнь;
- умение отыскивать информацию важнее знаний;
- безупречный результат невозможен;
- достоверность информации — краеугольный камень телевизионной журналистики;
- редактор обязан не допускать неверную информацию на экран;
- выпуская недоброкачественный телевизионный продукт, редактор подрывает основы собственной профессии;
- редактор всегда должен принимать решения в условиях дефицита информации;
- редактор может полагаться в момент принятия решения только на собственную интуицию;
- ответственность и умение говорить твердые «да» и «нет» — это хорошая опора для принятия решения.
Контрольные вопросы к разделу
1. Определите специфические особенности телевизионного редактирования.
2. Каковы обязанности редактора как организатора подготовки и производства телепередачи?
3. Перечислите функции редактора как творческого работника.
4. Как редактируются на телевидении «разговорные» передачи?
5. Перечислите функции редактора на организационно-творческом этапе работы над передачей.
6. Как происходит редактирование на этапе производства передачи?
7. Каковы функции редактора на постановочном этапе?
8. Что делает редактор телепередачи в монтажный период?
9. Как работает редактор с закадровым текстом передачи?
10.Какова роль редактора в подготовке информационных программ?
11.Определите специфику работы редактора в прямом эфире.
12.Что обозначает редакторское «вето»?
Часть II