Нравственно-этические принципы?

Методическая разработка преподавателя кафедры А. Р. Масгутовой

А возможно ли это? Ведь нелегко менять взгляд на жизнь человека, чье мировоззрение уже сформировано. Воспитывать в студентах-журналистах общепринятые морально-этические качества — это значит брать на себя функции семьи, школы. Естественно, что это трудно. С другой стороны — что остается от вузовского образования без этой сверхзадачи? Только обучение ремеслу, воспитание определенных навыков и профессиональных рефлексов.

Как говорил Симон Соловейчик в своей книге «Педагогика для всех»: «Мы все любим, когда нас чему-нибудь учат, и все не любим, когда нас учат жить». Журналистская этика — это элемент личного мировоззрения, ее невозможно объяснить или понять, ее можно только перенять. То есть в силах преподавателя только обратить внимание на определенные моменты, заставить задуматься, дать возможность выбора из множества моделей поведения.

Необходимо, чтобы студенты перед собой видели Личности, которым хочется подражать, Профессионалов, которые предъявляют высокие требования к себе и при этом побеждают: они востребованы и успешны. Когда личные качества преподавателей приносят успех и профессиональный, и коммерческий, когда доброе имя открывает двери, приносит больше, чем подслушанная сплетня или подслушанный разговор — хочется быть такими. В таких случаях, действовать в рамках журналистской этики не только высокоморально, но и выгодно.

Можно разделить журналистику на две категории: первая — это личное поведение, вторая — это профессиональные поступки. Деление это очень условное, потому что невозможно провести четкую границу между двумя понятиями. К первому относятся личная организованность (прийти на мероприятие заранее, предупредить, если задерживаешься при встрече, способность выполнять обязательства перед другими людьми, и т. д.). Вторая категория — ответственность за то, что ты делаешь в профессии: насколько соответствуют действительности твои материалы, каким образом ты отбираешь факты для сюжета или программы, сохраняешь ли в тайне источник информации, если была договоренность об этом и другие аспекты.

Журналист, нарушающий на каждом шагу этические принципы, сам роет себе яму. Постепенно люди не захотят сотрудничать с ним, а журналисту, ставшему в своем городе или области персоной non grata, невозможно выполнять профессиональные обязанности.

Для развития этики первого рода я стараюсь уважительно относиться к студентам и их взглядам, делать так, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение. С другой стороны, считаю некорректным по отношению к преподавателю отвечать на телефонные звонки во время занятий, переходить из аудитории в аудиторию во время лекции, поэтому мы договорились, что студенты приходят на занятие, работают на 100%, а если у них есть другие дела, то нет нужды на практических занятиях «имитировать бурную деятельность».

Стараюсь начинать занятия вовремя в любом случае, вне зависимости от того, сколько студентов присутствует в аудитории. Осознанное отношение ко времени и выполнение обязательств вовремя — важная черта журналиста. Для того, чтобы развить в студентах чувство времени, мне приходилось отбирать работы по окончанию отведенных 5 или 10 минут, даже если предложение не было дописано. Метод оказался эффективным, и уже на третьем занятии все работы выполнялись в оговоренное время.

Обсуждение обстановки в стране — еще один повод задуматься: «А как бы я поступил в этой ситуации». На одном из занятий мы анализировали, как разные каналы освещают деятельность партии «Единая Россия». Студенты во время обсуждения сами пришли к выводу, что даже если журналист захочет посмотреть на вопрос с другой стороны, то редактор или продюсер этого сделать не позволят.

Также прозвучал вывод о том, что, выбирая тот или иной канал, журналист соглашается работать в концепции этого канала.

Считаю полезным и обсуждение жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются журналисты. В гендерном отношении в группах на факультете журналистики количественно преобладают девушки. Часть занятия мы посвятили женщинам-журналистам в горячих точках, после этого было короткое обсуждение: «Отправились ли бы вы в горячую точку?» Мнения полярно разделились. И так было каждый раз, когда в рамках занятия студентам предлагалось поставить себя на место практикующего журналиста: каждый выбирал свою стратегию поведения.

В структуру каждого практического занятия входят три вопроса «на засыпку» (К примеру — «Кто ведет ту или иную программу?», «Как зовут пресс-секретаря Губернатора Челябинской области П. И.Сумина?» и прочие). Режим блиц-опроса, когда студенты не могут ответить на элементарные вопросы, заставляет «держать мозг включенным», продолжать интересоваться окружающим миром.

В структуру каждого занятия входит обсуждение журналистских работ — содержания, метода подачи, общего настроя программы. При обсуждении программ сходных жанров (к примеру, «Профессия — репортер» на НТВ и «Специальный корреспондент») студенты отдают предпочтение передаче «Профессия — репортер» на НТВ. При обсуждении журналистской работы мы вместе приходим к выводу, что создатели программы «Профессия — репортер» делали ставку на сенсационность. Студенты отмечают вымышленность, «полуправдоподобность» некоторых фактов, однако как зрители отдают предпочтение именно ей. О морали идеальной программы слушатели говорят как о гибриде сенсационности и качественной журналистики.

Подводя итог, можно сказать, что на практических занятиях по дисциплине «Основы тележурналистики» для построения мировоззрения, в котором журналистская этика занимала бы значительное место, используются следующие приемы:

1. В процессе обучения строятся доверительные и уважительные отношения между преподавателем и студентами, которые способствуют максимальному раскрытию способностей студента.

2. Обсуждение политической и экономической ситуации в стране, анализ условий и обстоятельств, в которых работают современные журналисты.

3. Просмотр лучших журналистских работ российских и зарубежных телекомпаний, обсуждение биографий профессиональных журналистов.

4. Моделирование ситуаций, в которые попадает журналист, обсуждение той или иной стратегии поведения в конкретных обстоятельствах.

Желтые издания требуют от своих сотрудников подглядывания в замочную скважину, копания в грязном белье. Однако в качественных масс-медиа от сотрудников ожидают деловой и человеческой порядочности, которая, я надеюсь, будет присуща выпускникам журфака ЮУрГУ.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: