Т.Г. Шелкунова, Ф.М. Кубалова

ANALISYS OF HOUSING AND MUNICIPAL SERVICE INVESTMENT DYNANICS OF VLADIKAVKAZ

Т.Г. Шелкунова, Ф.М. Кубалова

Аннотация. В статье анализируется динамика инвестиций в предприятия жилищно - коммунального хозяйства города

Аnnotation. Article considers peculiarities of investment dynamics in housing and municipal service

Ключевые слова: муниципальные программы,инвестиционная деятельность

Keywords: municipal programs,investment activity

 

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ) городов – это система, без которой практически невозможна комфортная жизнь современного человека, главная часть социальной инфраструктуры, которая выполняет задачу удовлетворения базовых социально-бытовых нужд населения муниципального образования.

На данный момент система ЖКХ объединяет ряд отраслей жизнеобеспечения населения: коммунальная энергетика, водоснабжение и водоотведение, городское благоустройство, санитарная очистка территорий. На территории города Владикавказ, регулирование этих отраслей в ведомстве администрации местного самоуправления.

АМС г. Владикавказ осуществляет ряд программ по совершенствованию ЖКХ города.

1. Муниципальная программа «Повышение эффективности управления муниципальными финансами на 2015- 2018 годы»

Подготовка, утверждение и реализация программы вызваны потребностью совершенствования текущей бюджетной политики и развития стимулирующих факторов, разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, а также оптимизации долговой нагрузки на бюджет муниципального образования г.Владикавказ.

На рис.2. Показаны задачи данной муниципальной программы,из рисунка видно, что целью, данной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования г. Владикавказ.

 

Основные задачи программы  
Эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования г.Владикавказ и его оптимизация.  
Создание условий для эффективного использования бюджетных средств, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Обеспечение нормативно-правового регулирования бюджетного процесса в муниципальном образовании г.Владикавказ. Обеспечение нормативно-правового регулирования бюджетного процесса в муниципальном образовании г.Владикавказ.

 


Рис.2. Основные задачи муниципальной программы «Повышение эффективности управления муниципальными финансами на 2015- 2018 гг.»

 

Талица.1.

«Повышение эффективности управления муниципальными финансами на 2015- 2018 годы»

№ п/п Наименование Ответственный исполнитель (соискатель) Сроки исполнения Общий объем финансирования (тыс.рублей)
         
1. Муниципальная программа «Повышение эффективности управления муниципальными финансами на 2015- 2018 годы» Финансовое управление АМС г.Владикавказа   2015-2018 393 388,0
1.1 Реализация механизмов и инструментов эффективного управления муниципальными финансами 2015-2018 393 388,0

 

Продолжение таблицы.1.

         
1.1.1 Основное мероприятие 1 «Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании г.Владикавказ» Финансовое управление АМС г.Владикавказа   2015-2018 -
1.1.2 Основное мероприятие 2 «Управление муниципальным долгом» Финансовое управление АМС г.Владикавказа   2015-2018 345 000,0
1.1.3 Основное мероприятие 3 «Обеспечение реализации муниципальной программы». Финансовое управление АМС г.Владикавказа   2015-2018 48 388,0

 

Исходя из табл..1, можно сделать вывод, что программа направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивости бюджета МО г.Владикавказ.

В табл.2 представлены источники финансирования программы «Повышение эффективности управления муниципальными финансами на 2015- 2018 годы».

 

Таблица 2.

Источники финансирования программы (тыс.руб.)

Источники финансирования         Всего
Бюджет г.Владикавказа 113 388,0 134 000,0 94 000,0 52 000,0 393 388,0
Итого: 113 388,0 134 000,0 94 000,0 52 000,0 393 388,0

 

Как следует из данных таблицы, мероприятия Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования г.Владикавказ. Общий объем ассигнований на реализацию Программы составляет 393 388,0 тыс. руб.

Рассмотрим фактические результаты реализации Программы за 2015г., представленные в табл.3.

 

Таблица 3.

Результаты реализации программы «Повышение эффективности управления муниципальными финансами за 2015г.

Наименование Фактическое исполнение (тыс. руб.) Фактические результаты
«Управление муниципальным долгом»     150474,0 1. Отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам муниципального образования г. Владикавказа. 2. Рост удельного веса расходов бюджета МО г.Владикавказа, формируемых в рамках программных мероприятий, в общем объеме расходов бюджета за 2015г против 2014г. составил 61,3%. 3. Обеспечена открытость и прозрачность деятельности Финансового управления. Соблюдаются требования бюджетного законодательства.
«Обеспечение реализации муниципальной программы».

 

Таким образом, исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что данная Программа приносит положительные результаты. Однако необходимо отметить, что фактический объем финансирования в 2015г., превысил планируемый на 37 136 тыс. руб.

2. Ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт многоквартирных Домов в г.Владикавказе на 2014-2016 годы».

Проблема улучшения жилищно-бытовых условий граждан является одним из приоритетов социальной политики органов государственной власти Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания и АМС г.Владикавказа.

Данная Программа направлена на приведение жилищного фонда республики к соответствующему стандарту качества, обеспечивающему безопасные и комфортные условия проживания граждан. Это достигается путем проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств муниципального бюджета, а также созданием условий для развития системы общественного самоуправления в жилищной сфере в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства.

На рис рис.3представлены средства выделяемые на выполнение программы.

№ п/п Муниципальное образование Общий объем финансирования, всего: В том числе:
Фонд содействия реформирования. ЖКХ Республиканский бюджет Местные бюджеты Средства собственников помещений
             
  г.Владикавказ 2014 год 52 027 127,88 34254324,11 10822693,51 6950110,26  

 

Продолжение таблицы 2.4.

             
  г.Владикавказ 2015 год 60 517 941,00 4 615 938,59 12004136,80 12688373,00 31209492,61
  г.Владикавказ 2016 год 160 991 842,32 0,00 22 041 099,67 17 507 547,48 121 443195,17
ВСЕГО: 273 536 911,20 38870 262,70 44 867 929,98 37 146 030,74 152652 687,78

 

Рис.4 Общий объемы финансирования программы «Благоустройство и Озеленение г.Владикавказа» на 2015-2017гг.»

Из рис..4 следует, что наибольший объем финансирования был в 2015 году и составил 400 135,3 тыс. руб.

В табл.5 представлены результаты фактического финансирования программы. Таблица составлена в соответствии с данными комитета ЖКХ.

 

Таблица. 5.

Фактическое финансирование программы «Благоустройство и Озеленение г.Владикавказа» на 2014-2015гг.

Год реализации Запланированный объем финансирования (тыс.рублей) Фактическое исполнение (тыс. руб.)
  642 528,0 726 990,0
  496 157,6 400 135,3

 

Таким образом, из данных табл. 2.5 видно, что фактический объем финансирования в 2014 г. превысил запланированный. А в 2015 г. запланированный объем финансирования превышал фактический.

4. Муниципальная программа «Чистая вода» на 2011-2020гг.Муниципальная программа«Чистая вода» представляет собой комплекс взаимно связанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями промышленности, финансового сектора, научными организациями, реализация которых обеспечит поэтапное достижение цели - обеспечение граждан страны чистой водой.

Муниципальная программа направлена на реформирование и модернизацию сектора водоснабжения и водоотведения.

В таблице представлен перечень мероприятий программы.

 

Талица. 6.

Перечень мероприятий программы «Чистая вода»

№ п.п. Наименование мероприятия, адрес объекта Направления расходов, источники финансирования Объем финансирования на весь период реализации программы Ожидаемые результаты
  2 3 4  
  Модернизация (замена) водопроводов г.Владикавказа Федеральный бюджет 270000тыс.руб. Уменьшение потерь при транспортировке питьевой воды
Республиканский бюджет 210000тыс.руб.
Местный бюджет 120 000тыс.руб.
  Внедрение современных технологий по очистке питьевой воды на водозаборах и резервуарах Федеральный бюджет 135 000тыс.руб Улучшение качества подаваемой воды потребителям
Республиканский бюджет 105 000тыс.руб
Местный бюджет 60 000тыс.руб.

 

 

Продолжение таблицы.6.

         
  Внедрение новых технологий по дополнительной очистке воды в многоквартирных домах и объектах жизнеобеспечения граждан г.Владикавказа Федеральный бюджет 90 000тыс.руб. Улучшение качества подаваемой воды потребителям
Республиканский бюджет 70 000тыс.руб.
Местный бюджет 40 000тыс.руб.
  Модернизация (обустройство) водозаборных сооружений г.Владикавказе Федеральный бюджет 90 000тыс.руб. Предотвращение загрязнения окружающей среды муниципального образования и водоемов РСО-Алания
Республиканский бюджет 70 000тыс.руб.
Местный бюджет 40 000тыс.руб.
  Внедрение энергосберегающих технологий в процессе подъема и транспортировки воды до конечного потребителя. Проведение переоценки запасов Орджоникидзевского месторождения пресной воды. Федеральный бюджет 157 500тыс.руб Уменьшение затрат на энергоносители
Республиканский бюджет 122 500тыс.руб
Местный бюджет 70 000тыс.руб.
  Создание информационно-аналитической базы и мониторинг муниципальной программы Федеральный бюджет 90 000тыс.руб. Создание современного контроля в процессе подъема, транспортировки и доставки воды потребителям
Республиканский бюджет 70 000тыс.руб.
Местный бюджет 40 000тыс.руб.
  1850000 тыс.руб.  

 

Из данной таблицы следует, что из отчисления из Федерального бюджета превышает региональный и местный. Общий объем финансирования составляет 1 850 000 тыс. руб.

В результате реализации программы будут обеспечены: повышение надежности работы водоводов и водозаборных сооружений.

Для выявления эффективности реализации данной программы рассмотрим финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия ОАО «Владикавказские водопроводные сети».

На рисунке.5 изображена структура себестоимости ВМУП «Владикавказские водопроводные сети».

Рис. 2.5. Структура себестоимости ВМУП «Владикавказские водопроводные сети»

 

Таким образом, в структуре себестоимости наибольший удельный вес занимают расходы на электроэнергию(46%) что противоречит ожидаемым результатам программы «Чистая вода».

В таблице рассмотрено техническое состояние водопроводных сетей и водозаборных сооружений ВМУП «Владикавказские водопроводные сети».

 

Таблица. 7

Техническое состояние водопроводных сетей и водозаборных сооружений ВМУП «Владикавказские водопроводные сети»

Показатель % (в среднем за 2010-2015г.)
Износ водозаборных сооружений 85,7
Износ водопроводной сети  

Продолжение таблицы 2.7.

   
Аварийное состояние сетей  
Существующий темп замены  
Необходимый темп замены 10-12
Уровень потерь (%)  

 

 

Таблица. 8.

Характеристика предприятия ОАО «Владикавказские сети водоотведения» (ВСВ) [ Офиц сайт ОАО «ВСВ»]

Наименование показателей В среднем за 2010-2015гг.
  Объем реализации товаров и услуг (тыс.куб. м) 7473,8
  Удельное водоотведение (куб.м/чел) 21,5
  Аварийность систем коммунальной инфраструктуры (км. сетей) 16,9
  Количество аварий на системах коммунальной инфраструктуры (ед.) 3029,3
  Износ систем коммунальной инфраструктуры (%), 98%

 

Как показано, из данных табл.8, при износе 98% повышается количество аварий, и растут расходы на их устранение. Все это отрицательно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Однако, для решения данных проблем, предприятию недостаточно своих средств, поэтому необходимы инвестиции в данное предприятие.

 

Таблица.9.

Характеристика муниципального теплового хозяйства РСО-Алания в 2014 году [Офиц сайт ОАО «ВТС»]

      Котельные   Тепловые сети
Количество, ед. Мощность, Гкал/час Износ, % Протяженность, км Износ, %
г. Владикавказ   984,0 60,0 191,3 70,0

 

Как видно из табл.9 износ тепловых сетей в г.Владикавказе составлял 70%, износ оборудования котельных – 61,7%. Следовательно, состояние теплоснабжения так же нуждается в инвестициях, для повышения эффективности своей деятельности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день никаких инвестиций в устранение износа канализационных и тепловых сетей г. Владикавказа нет.

Рассмотрим динамику дебиторской задолженности.

Таблица. 10

Динамика дебиторской задолженности ОАО ВТС, тыс.руб.

Показатель        
Дебиторская задолженность        

 

Таблица 11.

Динамика дебиторской задолженности МУП «ВВС», тыс.руб.

Показатель годы
       
Дебиторская задолженность        

 

Таким образом, из данных таблицы можно сделать вывод, что динамика дебиторской задолженности имеет тенденцию к увеличению, что в свою очередь не позволяет предприятиям заниматься самоинвестированием.

Следовательно, можно сделать выводы по анализу динамики инвестиций в предприятия городского хозяйства:

1. В г. Владикавказе ежегодно реализуются инвестиционные программы в сфере ЖКХ. Однако они малоэффективны и не приносят должного результата.

2. Одной из главных задач предприятий ЖКХ остается проблема износа сетей. На их состоянии проводимые Программы никак не отражаются.

3. Для устранения проблем ЖКХ финансирования за счет бюджетов различных уровней недостаточно, в связи с этим необходимо искать новые источники инвестирования, привлекать частных инвесторов.

4. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ г. Владикавказа является существенным ограничением самоинвестирования и привлечения инвесторов предприятий сферы.

 

Из проведенного нами анализа программ города следует что:

1. В г. Владикавказе ежегодно реализуются инвестиционные программы в сфере ЖКХ. Однако они малоэффективны и не приносят должного результата.

2. Одной из основных проблем предприятий ЖКХ остается проблема сетей. На их состоянии проводимые Программы никак не отражаются.

3. Для устранения проблем ЖКХ финансирования за счет бюджетов различных уровней недостаточно, в связи с этим необходимо искать новые источники инвестирования, привлекать частных инвесторов.

4. Дебиторская задолженность, которая характерна для всех предприятий ЖКХ г. Владикавказа ограничивает самоинвестирование данных предприятий.

Содержание ЖКХ в его нынешнем виде непосильно как для потребителей ЖКУ, так и для бюджетной сферы, поэтому требуется совершенствование механизмов инвестировании, в результате чего осуществится возможность эффективного регулирования инвестиционных потоков в ЖКХ.

Использование в ЖКХ новых инструментов развития, таких, например, как организации единого цента ГЧП во Владикавказе, работа с дебиторской задолженностью и формирование венчурного капитала будет способствовать развитию ЖКХ и предоставляемых услуг.

Реализация содержащихся в работе рекомендаций позволит усовершенствовать систему управления инвестициями в ЖКХ муниципального образования с целью повышения уровня благосостояния населения и социально-экономического развития территории.

Эффект развития и сбалансированности инвестиционного потенциала предприятия ЖКХ с четкими критериями к уровню и качеству инвестиционного обеспечения на базе технологического фактора формируется из двух составляющих: результат от инвестиционного развития отдельного предприятия ЖКХ плюс результат от его воздействия на всю систему городского ЖКХ в целом. Причем системный эффект, как показывает анализ, может резко усилить эффект развития ЖКХ, может свести его к нулю или даже сделать отрицательным.

Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в г. Владикавказ на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы:

Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства могут быть следующие виды государственной поддержки:

Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.

Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.

Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.

Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.

Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.

Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства государства и общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу целесообразно уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.

Одной из главных задач на ближайшем этапе должна стать совместная разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить потенциал и понять цели, которые могли бы быть реализованы при различных внешних условиях и инвестициях, а также разработка программ реализации сформулированных целей как стратегического плана (программы) действий государства и бизнеса с использованием венчурного инвестирования и частно-государственного партнерства в области ЖКХ.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: