Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век). Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии

Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.

Наука – возникает в истории человечества несколько раз в разных цивилизациях – в древнем Китае, древней Индии, древнем Египте, древней Греции, у арабов (с 8 в.), в Европе (с 12 в.).

Возникновение науки связано с усложнением материального производства и необходимостью получать известный, предсказуемый результат.

Древняя наука у китайцев, индусов, египтян, греков, арабов была тесно связана с религией (как общением с духовными существами) и никогда от нее не отрывалась. Европейская наука так же тесно была связана в начале с религией. Она развивалась в монастырях при финансировании и под контролем Ватикана. С 12-го века наука называлась «ученой магией» и до наших дней сохранила ученую степень «магистр». Однако, где-то в восемнадцатом веке, вместе с появлением «светской культуры» наука «оторвалась» от религии и даже противопоставила себя ей.

Однако, отличительная черта науки совсем не в противопоставлении ее религии, а именно в направленности на получение предсказуемого результата деятельности.

Религия – один из самых древних видов деятельности человека, наряду с охотой и собирательством. Первобытные религии содержат в себе элементы всех остальных культурных видов деятельности, которые позже стали самостоятельными и «светскими» – изобразительное искусство, театр, музыка, танцы, искусство врачевания, военное искусство и др. Однако, у религиозной деятельности есть очень важное отличие – она предполагает общение с духовными существами и действия в духовном пространстве.

Здесь нужно заметить, что современные виды религии значительно отличаются по своим представлениям о мире от древних религий. В современном обществе религия предполагает общение с духовными существами достаточно условно и часто вообще не предполагает обратной связи от духовных существ. Есть даже такой каламбур: «Разговор человека с богом – это молитва, разговор бога с человеком – это шизофрения».

Основная черта религии все же – общение с духовными существами и деятельность в мире духов. Результат религиозной деятельности – помощь духовных существ. Этот результат непредсказуем и выглядит, как чудо.

Искусство – как самостоятельный и светский вид деятельности выделяется из религиозной практики достаточно поздно, после «эпохи возрождения». Искусство отрывается от религии где-то в 18 веке. До этого оно оставалось достаточно религиозным и жестко контролировалось инквизицией (вспомните Леонардо да Винчи).

Однако и религиозное и светское искусство имеют основной задачей воздействие на эмоциональную сферу, произведение «впечатления», внушение состояния, через художественный образ.

Основной ценностью художественного образа является его оригинальность. В связи с этим, например, копия картины художника – уже не имеет ценности произведения искусства, а цениться в десятки и сотни раз дешевле (как копия).

Результатами деятельности являются: В религии – деятельность в духовном пространстве и чудо. В искусстве – впечатление через оригинальный художественный образ. В науке – предсказуемый результат.

 

Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).

В современном понимании наука начала складываться с XVI—XVII веков. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10 - 15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

Древнегреческая наука.

В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундаментом. Античная наука оформилась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей, а не развивалась по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера.

К числу условий, способствовавших становлению науки, относится мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религиозные верования не были связаны с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного уклада. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятельного интеллектуального поиска — поиска начал бытия. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-философское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концептуальным фундаментом собственно научного проекта.

Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рационально-критических коммуникативных навыков. Особый дух состязательности, соревновательности, называемый ныне агонистикой, тоже играл огромную роль в становлении античной ментальности.

Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективному, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от rp. theoreia — «созерцание»).

Досократический период.

Милетская школа натурфилософов - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа искала естественные причины происходящего, и выдвинула положение о том, что исходным правеществом является: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).

Пифагорейская школа, основатель Пифагор из Самоса. Пифагорейцы формулируют важнейшее положение о том, что мир управляется числовыми соотношениями и может быть поэтому познан и описан с помощью математических методов.

Элейская школа (Ксенофан-основатель, Парменид, Зенон) считает, что предметом истинного познания является бытие. Оно актуально, т.е. присутствует полностью в настоящем времени, неделимо, неподвижно, неизменно.

Гераклит Эфесский утверждает, что изначальным состоянием мира является само становление, изменение. Оно-то и есть всеобщий мировой принцип. Гераклит подчеркивает, что сущностью мировых процессов является огонь.

Демокрит считал, что мир состоит из атомов, движущихся в пустоте, и вступающих в комбинации друг с другом. Атомы — это мельчайшие неделимые, качественно однородные элементы, отличающиеся между собой лишь геометрической формой.

Классический период (Сократ, Платон, Аристотель).

Сократ. Наибольшего успеха в изучении проблемы человека философия достигла во взглядах Сократа. Сократ отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнюю».

Философия – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить.

Сократ считает, что только о душе можно иметь истинное знание. Главная задача познания – самопознание: «познай самого себя».

Платон. Наиболее выдающимся учеником, последователем и систематизатором идей Сократа является Платон. Платон впервые в истории философии создал целостную рационализированную объективно идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами. Платон – основатель объективного идеализма.

Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политического правления. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлеченном режиме, двигаясь от идеи к идее.

В 387 г. до н.э. Платон создает собственную научную школу — Академию: первую институционализированную научную структуру с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений.

Аристотель был учеником Платона и состоял в его Академии 20 лет, до самой смерти учителя, а затем создал свою школу – Ликей, просуществовавшую около тысячи лет, до 529 г.

н.э. Аристотель вошёл в историю философии как выдающийся энциклопедист. В его трудах получили оформление и дальнейшую разработку все отрасли знания, которыми располагал древний мир.

В круг интересов Аристотеля входили вопросы логики, психологии, теории познания, учение о бытии, космологии, физики, зоологии, политической экономии, политики, педагогики, риторики, эстетики и др.

Аристотель первым предложил систему классификации наук:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: