Типовые контрольные задания или иные материалы. 1. Понятия «основной дефект» и «вторичный дефект»

 

6.2.1. Экзамен.

А. Типовые вопросы.

1. Понятия «основной дефект» и «вторичный дефект».

2. Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости.

3. Определение и критерии умственной отсталости.

4. Психологические и характерологические особенности детей с умственной отсталостью.

5. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью, диагностика.

6. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.

7. Задержка психического развития - этиология, патогенез.

8. Особенности мышления, внимания, памяти при ЗПР.

9. Особенности эмоционально-волевой сферы при ЗПР.

10. Сенсорные особенности при ЗПР.

11. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР.

12. Классификация ЗПР. Основные варианты ЗПР по К. С. Лебединской

13. ЗПР конституционального происхождения.

14. ЗПР соматогенного происхождения.

15. ЗПР психогенного происхождения.

16. ЗПР церебрально-органического происхождения.

17. Структура обучающего эксперимента и ее значение для решения вопросов дифференциальной диагностики ЗПР.

18. Ранний детский аутизм. РДА Кеннера и Аспергера.

19. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА.

20. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

21. Особенности психического развития детей с нарушением слуха.

22. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

23. Содержание и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК): цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.

24. Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки.

25. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии.

26. Роль Л. С. Выготского в становлении специальной психологии.

27. Проблема нормы и патологии в современной науке.

28. Общее, особенное и специфическое в психике нормального и аномального ребенка.

29. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие.

30. Роль биологического и социального факторов в развитии психики детей с отклоняющимся развитием.

31. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.

32. Психологические параметры дизонтогенеза.

33. Функциональная локализация нарушения как параметр психического дизонтогенеза.

34. Время поражения как параметр психического дизонтогенеза.

35. Соотношение первичного и вторичного в структуре дефекта как параметр психического дизонтогенеза.

36. Характер межфункциональных взаимодействий как параметр психического дизонтогенеза.

37. Варианты психического дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому).

38. Общее стойкое психическое недоразвитие как вариант психического дизонтогенеза.

39. Задержанное развитие как вариант психического дизонтогенеза. Структура дефекта при ЗПР.

40. Поврежденное развитие как вариант психического дизонтогенеза.

41. Дефицитарное развитие как вариант психического дизонтогенеза.

42. Дисгармоничное развитие как вариант психического дизонтогенеза.

43. Искаженное развитие как вариант психического дизонтогенеза.

44. Л. С. Выготский о развитии высших психических функций и сферах компенсации, уровнях актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности развития психики аномальных детей.

45. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта.

46. Понятие о психологической коррекции.

47. Сущность понятий «компенсация», «декомпенсация», «псевдокомпенсация».

48. Соотношение коррекции и компенсации.

Б. Критерии и шкала оценивания.

Устный ответ на экзамене позволяет оценить степень форсированности знаний по различным компетенциям. Ответ оценивается по 4 балльной системе.

Отметка «3» ставится, если:

– знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

– студент свободно владеет научной терминологией;

– ответ студента структурирован, содержит анализ существующих теорий, научных школ, направлений и их авторов по вопросу билета;

– логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

– ответ характеризуется глубиной, полнотой и не содержит фактических ошибок;

– ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;

– студент демонстрирует умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.

Отметка «2» ставится, если:

– знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается, но имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы

– имеющиеся в ответе несущественные фактические ошибки, студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

– недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

– недостаточно логично изложен вопрос;

– студент не может назвать авторов той или иной теории по вопросу билета;

– ответ прозвучал недостаточно уверенно;

– студент не смог продемонстрировать способность к интеграции теоретических знаний и практики.

Отметка «1» ставится, если:

– содержание билета раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета;

– программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

– студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

– студент не может привести пример для иллюстрации теоретического положения;

– у студента отсутствует понимание излагаемого материала, материал слабо структурирован;

– у студента отсутствуют представления о межпредметных связях.

Отметка «0» ставится, если:

– обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части социальной психологии;

– содержание вопросов билета не раскрыто, допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

– на большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

6.2.2 Практическое задание № 1. Создайте проект службы психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии (определите категорию детей, потребности в помощи, задачи специалистов и формы работы).

А. Цель задания: овладеть навыками проектирования и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно - ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; оценки качества психолого-педагогической и реабилитационной помощи лицам с ОВЗ в учреждениях различных ведомств.

Б. Критерии и шкала оценивания.

Оценивание практических заданий производится по 4-х бальной шкале:

3 балла ставится если студент:

– владеет научной терминологией;

– выделяет все основные структурные единицы программы исследования (предмет, объект, цель, задачи, методы, способы построения выборки и т.д.)

– подбирает методы исследования адекватные поставленной задаче;

– осознает методологические особенности выбранного подхода.

2 балла ставится если студент:

– владеет научной терминологией;

– осознает методологические особенности выбранного подхода;

– выделяет ряд элементов программы исследования и способен при помощи наводящих вопросов сформулировать остальные;

– способен при помощи наводящих вопросов подобрать методы исследования адекватные поставленной задаче.

1 балл ставится если студент:

– осознает особенности выбранного методологического подхода;

– при использовании научной терминологии, формулировке элементов программы и методов допускает существенные ошибки.

0 баллов ставится если студент

– не осознает специфики методологии,

– не может сформулировать и описать элементы программы исследования,

– не владеет терминологией

– не способен подобрать методы адекватные поставленной задаче.

6.2.3 Практическое задание № 2 А. Содержание задания. Проведение патопсихологического исследования здорового испытуемого. Ведение протокола. Интерпретация результатов. Написание заключения. Методы психологической диагностики нарушений познавательной деятельности. Методы психологической диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы. Методы психологической диагностики нарушений личностной сферы. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения. Вид контроля:Протокол исследования. Заключение экспериментально-психологического исследования.

Содержание задания. Интерпретация результатов патопсихологического исследования. Написание заключения. Особенности патопсихологического синдрома при умственной отсталости. Протокол исследования. Заключение экспериментально-психологического исследования.

Б. Критерии и шкала оценивания.

Оценивание практических заданий проводится по 4-х бальной шкале:

3 балла ставится если студент:

– владеет научной терминологией;

– описывает систему мероприятий, обосновывает необходимость мероприятий разного типа

– подбирает мероприятия адекватные поставленной задаче;

– осознает особенности психопрофилактической, просветительской и коррекционной деятельности.

– учитывает психологические и культурные особенности аудитории

2 балла ставится если студент:

– владеет научной терминологией;

– осознает особенности психопрофилактической, просветительской и коррекционной деятельности.

– способен описать несколько различных мероприятий, адекватных поставленной задаче, при помощи наводящих вопросов способен обосновать цель того или иного мероприятия;

1 балл ставится если студент:

– осознает основные особенности психопрофилактической, просветительской и коррекционной деятельности.

– при использовании научной терминологии, формулировке элементов программы и методов допускает существенные ошибки.

0 баллов ставится если студент

– не осознает специфики психопрофилактической, просветительской и коррекционной деятельности,

– не может сформулировать и описать элементы программы мероприятий,

– не владеет терминологией

– не способен подобрать методы адекватные поставленной задаче.

6.2.4. Доклад.

Б. Критерии и шкала оценивания.

Критерии оценивания

Информация в докладе должна быть подобрана и изложена таким образом, что бы студент мог продемонстрировать (а преподаватель оценить) владениеметодами оценки результатов коррекционно-педагогического воздействия и умение осуществлять планирование психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ, опираясь на общепедагогические и специально педагогические принципы.

Оценка за доклад складывается из оценки преподавателя и оценки аудитории (групповой оценки). На первом занятии студенты формулируют критерии оценки докладов. После каждого выступления несколько человек на основании этих критериев делают качественную оценку доклада. Далее преподаватель, исходя из собственной оценки и оценки слушателей, ставит итоговую отметку.

Примерные критерии оценивания:

– содержание (степень соответствия теме, полнота изложения, наличие анализа, использование нескольких источников и т.д.);

– качество изложения материала (понятность, качество речи, взаимодействие с аудиторией и т.д.);

– наглядность (использование технических средств, материалов сети Интернет)

Выполнение доклада оценивается по системе «зачтено/незачтено».

Отметка «незачтено» ставится если:

– выбранная тема раскрыта поверхностно, большая часть предлагаемых элементов плана доклада отсутствует;

– качество изложения низкое;

– наглядные материалы отсутствуют.

6.2.5. Анализ фильма.

В процессе выполнения задания студент должен на примере ситуации из кинофильма продемонстрировать способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.

Б. Критерии и шкала оценивания.

Критерии оценивания

Примерные критерии оценивания:

– содержание выделенных категорий сравнения (степень соответствия категорий теме, полнота выделенных категорий, обоснованность и т.д.);

– использование научных терминов и понятий;

– обоснованность выводов (сделанные выводы подтверждаются цитатами из фильма, ссылками на научные теории и подходы)

Выполнение анализа фильма оценивается по системе «зачтено/незачтено».

Отметка «незачтено» ставится если:

– выделенные категории сравнения формальны, поверхностны, не раскрывают всего содержания,

– описание результатов делается «бытовым» языком без использования научной терминологии;

– сделанные выводы не обоснованы

6.2.6.Кейс №1

А. Описание ситуации:

1. Соответствует ли психическое и личностное развитие испытуемого паспортному возрасту?

Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть - в 9, ходить - в 1 год и 9 мес. Отдельные слова - к 1,5 годам, фразовая речь – к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено: 2, 3, 5, 5; ассоциативное - ухудшает результаты. Исключение и обобщение производятся по конкретно-явным признакам. Классификация также по конкретно-ситуитивным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ = 52 балла, невербальный = 60. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценка занижена, недифференцирована. Усвоение навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действия недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

Описание ситуации:

2. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь - к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин – с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

Описание ситуации:

3. Надя П., 8 лет. Девочка направляется на психолого-медико-педагогическую консультацию с целью решения вопроса о месте обучения. Она обучается в 1-м классе, дублирует программу. Навыки чтения и письма не усвоила; устный счет - в норме; решение задач, выполнение письменных примеров - значительно хуже. Из беседы с матерью известно, что роды были патологическими, с затылочным предлежанием. В течение первого года жизни девочка росла и развивалась нормально. Развитие речи своевременное. Посещала детский сад с 3 лет. В детском саду были трудности при рисовании, аппликации, долго не могла выучить буквы, цифры. Пишет их иногда зеркально. При патопсихологическом обследовании девочка охотно вступает в контакт, с интересом относится к заданиям, стремится к достижениям. Работоспособность равномерная. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость несколько затруднена. Механическое запоминание успешно: 6, 7, 10. Выполнение вербальных заданий успешно, доступны исключения, обобщения, определение понятий, аналогии. При выполнении методики «Кубики Кооса» отмечается выраженное нарушение зрительного анализа и синтеза, доступно только выполнение заданий из 4 кубиков при оказании организующей помощи. При выполнении графических проб - резкие нарушения пропорций и прозрачности в рисунке. При чтении и письме путаются буквы, сходные при написании: ш, щ, и, н. Затруднено опознание цифр, путаются 6 и 8. Не усвоены правила написания двухзначных и трехзначных цифр: 14 и 41 воспринимаются одинаково. Затруднено понимание сложных лексико-грамматических конструкций, включающих отношения между существительными: «мать сестры» и «сестра матери» не различаются.

Самооценка высокая, уровень притязаний высокий, неустойчивый. Школьная тревожность умеренная. Выражено негативное отношение к процессу чтения и письма.

1. Какова предположительная причина неуспеваемости?

2. Обучение по какой программе желательно?

3. Консультация какого специалиста необходима?

Описание ситуации:

4. Ира Д., 8 лет. Непосредственная, эмоциональная. Несамостоятельна, легко внушаема. Преобладают игровые интересы. Во время игры бывает безудержна, вносит много фантазии. При интеллектуальной деятельности быстро пересыщается, истощается. Игровые интересы преобладают над познавательными учебными. Физические параметры снижены. В школе – неуспеваемость.

1. Какой диагноз можно предположить и в какой школе целесообразно обучаться:

умственная отсталость. Школа 8 вида.

задержка психического развития. Школа ЗПР или классы для детей с ЗПР.

Описание ситуации:

5. Каким психическим заболеваниям свойственны следующие особенности:

А) некритичность, нелогичность, нелепость суждений. Наличие случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны суждений. «Заумность» при ответе на простые вопросы. Речь носит вычурный характер. Трудности общения, стремление к уединению. Навязчивые идеи и движения (постоянно накручивает на палец волосы, непроизвольно гримасничает, раскачивается и др.). Неадекватные эмоциальные реакции (при сильных потрясениях могут не переживать, а из – за пустяков давать выраженные эффективные вспышки и т.п), частое состояние апатии.

Б) выраженная инертность всех психических процессов, тугоподвижность мыслительной деятельности. Трудности запоминания, забывчивость. Чрезмерная вязкость в общении. Педантичность. Раздражительность, склонность к неудержимому гневу, злопамятство. В некоторых случаях назойливость, заискивающая слащавость.

А) в первом случае имеет место признаки…

Б) во втором…

Описание ситуации:

6. Проанализируйте конкретный случай.

Ребенку 7 лет. Учиться в первом классе общеобразовательной школы первый год. До этого воспитывался дома бабушкой, которая его очень любила и уделяла много внимания тому, чтобы он был сыт, не заболел, читала ему книги. По словам самой бабушки «ублажала, как могла». Мальчик привык, что все его желания выполнялись. Ему не были сделаны прививки из-за энсудативного диатеза и родители старались, чтобы он поменьше общался с детьми. С первых дней в школе начались конфликты. Мальчик не хотел идти в школу. На уроках порой не слышал учителя. Дома с заданиями справлялся, но любил, чтобы рядом был кто-нибудь из взрослых. В школе стал отставать в ученье. Родители обратились к знакомой учительнице – дефектологу за советом.

Назовите возможные варианты причин школьной неуспеваемости:

отстает в умственном развитии;

не сформирован навык общения со сверстниками;

не сформировано внимание;

избалован;

эмоциональное напряжение, повышенная боязливость детей.

Описание ситуации:

7. Детям 9 лет. При выполнении ими методики «Доска Сегена» (самый легкий вариант) выявлено следующее:

Коля И. берет фигурки и бессмысленно манипулирует ими. Когда ему предложили положить каждую фигурку на свое место, начал наугад класть в пазы, не смущаясь, что не попал в них. Интереса не проявлял.

Витя Р. Самостоятельно (без показа ему способа действий) начал заполнять пазы. Действия на основе зрительного соотнесения фигуры и паза. Проявил выраженный интерес к заданию.

Саша В. Не сразу понял, что от него требуется, но после того, как учитель положил одну из фигур на место, начал выполнять задание. Действовал способом проб. Знакомые фигуры сразу же положил в соответствующие пазы, остальные пробовал, ошибался, но задание выполнил.

Чем можно объяснить характер деятельности детей:

умственной отсталостью;

несформированностью восприятия;

непониманием устной инструкции;

сниженным зрением;

трудностями речевого контакта;

нормальным уровнем умственного развития;

несформированностью мотивации;

слабостью волевых усилий;

ЗПР.

Б. Критерии оценивания

Примерные критерии оценивания:

– использование научных терминов и понятий;

– обоснованность выводов (сделанные выводы подтверждаются ссылками на научные теории и подходы).

Выполнение кейса оценивается по системе «зачтено/незачтено».

Отметка «незачтено» ставится если:

– описание результатов делается «бытовым» языком без использования научной терминологии;

– сделанные выводы не обоснованы.

 

6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующие этапы формирования компетенций

Все задания, используемые для контроля компетенций условно можно разделить на две группы:

1) задания, которые в силу своих особенностей могут быть реализованы только в процессе обучения (анализ фильма, доклад).

2) задания, которые дополняют теоретические вопросы экзамена (практические задания по семинарским занятиям, кейс).

Выполнение заданий первого типа является необходимым для формирования и контроля ряда умений и навыком. Поэтому, в случае невыполнения заданий в процессе обучения, их необходимо «отработать» до экзамена. Вид заданий, которые необходимо выполнить для ликвидации «задолжности» определяется в индивидуальном порядке, с учетом причин невыполнения. В случае невыполнения доклада, студенту необходимо принести письменный текст сообщения на экзамен. В таком случае в ходе экзамена ему могут быть заданы вопросы по теме доклада.

Отсутствие анализа фильма может быть заменено дополнительным задание на экзамене (кейс №1), позволяющим оценить степень сформированности навыков владенияметодами анализа и выявления закономерностей психического развития при различных отклонениях в развитии.

Отметка за задания второго типа является составной частью экзаменационной отметки. Таким образом, экзаменационные испытания включают в себя: теоретический вопрос (для контроля знаний) и практическое задание (для контроля умений и навыков).

Процедура экзамена. Экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит 2 теоретических вопросов и одно практическое задание (кейс). На подготовку дается 30 минут.

Процедура оценивания. Оценки за теоретический вопрос и практическое задание суммируются. Если итоговый балл равен 0-2, студент получает отметку «неудовлетворительно» и имеет право пересдать экзамен в установленном порядке. Отметка «удовлетворительно» ставится при сумме баллов 3-4. Отметка «хорошо» соответствует 5-6 баллам. При сумме баллов, равной 7-8 ставится отметка «отлично».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: