1. Подготовьте реферативное сообщение о целях, задачах, принципах и содержании педагогического консилиума.
2. Используя данные, полученные при проведении психодиагностики, подготовьте материалы к педагогическому консилиуму.
3. Посетите педагогический консилиум (по возможности) и оформите протокол.
Рекомендации
Для педагогического консилиума требуется составить психолого-педагогическую характеристику ученика. Внимательно прочитайте требования к ее составлению.
1. Основные положения и выводы характеристики должны быть обоснованы фактами.
2. Для сбора материала необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседу (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, естественный эксперимент.
3. Строго следовать предложенной в данном пособии схеме характеристики, её разделам и структуре.
4. Повторить темы из курса психологии, соответствующие разделам характеристики.
5. Целесообразно составить характеристику на слабо успевающего и недисциплинированного ученика, обратив особое внимание на определение психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности.
Схема психолого-педагогической характеристики
Данные по истории развития личности (анамнез).
1. Физическое и психическое развитие в раннем детстве.
2. Материальный и культурный уровень семьи.
3. Требования к ребёнку в семье, его отношение к родителям.
4. Какие события оказали сильное влияние на ученика.
5. Успеваемость и дисциплина в прошлом.
Направленность личности
1. Взгляды и убеждения.
2. Идеалы.
3. Интересы (учебные и внеучебные).
4. Уровень притязаний (в оценках и в области материальных потребностей).
5. Вывод о направленности личности (общественная и эгоистическая).
Темперамент
1. Возбудимость эмоций и быстрота их смены.
2. Возбудимость внимания.
3. Активность.
4. Темп деятельности.
5. Экстравертированность – интровертированность
6. Ригидность – пластичность.
7. Вывод о типе темперамента.
Характер
1. Отношение к людям (к коллективу, товарищам, учителям).
2. Отношение к деятельности (учебной, трудовой, общественной).
3. Отношение к себе.
4. Отношение к вещая, общественной собственности.
5. Выделить стержневые черты характера.
6. Установить связь черт характера с направленностью личности.
7. Установить связь характера и темперамента.
Способности
1. Определить уровень способностей в учебной, трудовой и общественной работе (какие предметы усваиваются легче, быстрее, творчески; к каким сферам внеклассной деятельности проявляются интересы и склонности).
2. Условия, благоприятствующие развитию способностей ученика.
3. Связь между способностями и выбором профессии.
Задание 8. Психологическое просвещение
1. Подготовьте информационные сообщения на актуальные для практической психологии темы в фонд базы практики.
Примерны темы:
«Школьная дезадаптация, ее основные причины и проявления».
«Адаптация ребенка к первому классу».
«Адаптация младшего школьника при переходе в среднюю школу».
Психологические причины школьной неуспеваемости.
Свободная тема по заказу психолога.
2. Разместите подготовленные материалы на специальном стенде или в тематических папках.
Рекомендации
Материалы должны быть грамотно и аккуратно напечатаны на стандартных листах, с использованием схем, рисунков, фотографий и т.д.
Отчетная документация
Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов.