Раздел 6. Упражнения, развивающие умение осуществлять контроль и самоконтроль в общении, и рефлексию коммуникативного поведения

Упражнение 1. «Самооценка и групповое обсуждение»

Определим качества на наш взгляд наиболее важные для межличностного общения:

Самопознание, эмпатия, (сопереживание, сочувствие, проникновение в субъективный мир другого, умение поставить себя на место другого,) доброжелательность, аутентичность (от греч. authentikys — подлинный) — способность человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению) конкретность, принятие чувства,

непосредственность, инициативность, открытость, конфронтация (Противопоставление, противостояние мнений, людей или группировок.),

 

Процедура:

1) Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью без сомнения свойственно ему – ставит 6. (10 минут)

2) В течение 30 минут группа выполняет общее задание: распределить по рангам 10 качеств в зависимости от их важности. Необходимо совместно решить, какое качество самое важное в межличностном отношении. Все решения записываются. Спорные проблемы необходимо обсуждать до достижения согласия. По истечении 30 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

3) Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню. Важно, затрагмвать конкретные события, поступки, чувства участников, не продолжать дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий прерывает говорящего и предлагает группе решить, удалось ли выступающим следовать этим правилам.

Упражнение 2 «Подарок».

«Каждый участник без слов, жестами или мимикой должен показать, какой подарок он дарит имениннице, а ей и остальным участникам упражнения предлагается попробовать угадать, что это за подарок»[15]

Упражнение 3. «Сообщение»

«Участники разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чём смысл сообщения. Затем меняются ролями.»[16]

Упражнение 4 «Передача чувств »

«Все встают в шеренгу, в затылок друг другу. Первый человек поворачивается к второму и передаёт ему мимикой какое - либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство, и т. д. У последнего спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано в начале, и как каждый участник понимал полученное им чувство»[17]

Упражнение 5. «Отражение чувств»

Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны определить подтекст фразы и выразить ее истинное содержание. Опираясь на экспрессивные признаки, необходимо описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу.

Примеры фраз: «Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой–ой, как страшно, испугал!».

Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети (реагировали бы на форму, а не на содержание), почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения (настоящее содержание передает именно экспрессия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: