« Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения.
Порядок проведения
Предварительно:
1. Формулируется дискуссионный вопрос (или высказывание), отвечающий следующим критериям:
- Вопрос является интересным для участников (вызывает живой отклик);
- Вопрос является спорным: имеются как минимум два противоположных мнения по этому вопросу (например: «Смертную казнь нужно отменить». Мнения: да, нет).
- Вопрос является сбалансированным: имеются достаточные аргументы, поддерживающие оба мнения.
2. «Шкала мнений»: на доске рисуем линию На шкале напишите варианты ответов, например:
За смертную казнь Скорее за Скорее против Против
При проведении:
4. Задается дискуссионный вопрос и дается время подумать над своей позицией по этому вопросу.
5. Предлагается участникам подойти к «шкале мнений» и занять позицию – то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.
6. Объясняются правила упражнения:
- уточните свою позицию (например: «я за смертную казнь, но только в исключительных случаях»)
- объясните, почему вы заняли эту позицию;
- при ответе можно использовать ПОПС-формулу: позиция – обоснование - пример - следствие (см. «Живое право», книга для ученика, т.1, стр. 418);
- каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;
- в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.
7. Задается вопрос респондентам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию?
8. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить как они поняли аргументы другой стороны.
9. Итоги:
- Во-первых, оценить аргументы участников: попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны.
- Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.
- В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.
- В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?»[10]
Упражнение 4. «Дискуссия Круглый стол»
«Дискуссия направлена на обсуждение какой либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Перед участниками не ставиться задача решить проблему. Они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.»[11]






