Упражнение 3. «Займи позицию. Шкала мнений»

 

« Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения.

Порядок проведения

Предварительно:

1. Формулируется дискуссионный вопрос (или высказывание), отвечающий следующим критериям:

- Вопрос является интересным для участников (вызывает живой отклик);

- Вопрос является спорным: имеются как минимум два противоположных мнения по этому вопросу (например: «Смертную казнь нужно отменить». Мнения: да, нет).

- Вопрос является сбалансированным: имеются достаточные аргументы, поддерживающие оба мнения.

2. «Шкала мнений»: на доске рисуем линию На шкале напишите варианты ответов, например:

За смертную казнь Скорее за Скорее против Против

При проведении:

4. Задается дискуссионный вопрос и дается время подумать над своей позицией по этому вопросу.

5. Предлагается участникам подойти к «шкале мнений» и занять позицию – то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.

6. Объясняются правила упражнения:

- уточните свою позицию (например: «я за смертную казнь, но только в исключительных случаях»)

- объясните, почему вы заняли эту позицию;

- при ответе можно использовать ПОПС-формулу: позиция – обоснование - пример - следствие (см. «Живое право», книга для ученика, т.1, стр. 418);

- каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;

- в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.

7. Задается вопрос респондентам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию?

8. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить как они поняли аргументы другой стороны.

9. Итоги:

- Во-первых, оценить аргументы участников: попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны.

- Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.

- В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.

- В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?»[10]

 

Упражнение 4. «Дискуссия Круглый стол»

«Дискуссия направлена на обсуждение какой либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Перед участниками не ставиться задача решить проблему. Они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.»[11]




double arrow
Сейчас читают про: