Примеры блокирующей коммуникативной тактики консультанта

1.А что сказал по этому поводу психоневролог?

2. Попробуйте обсудить это со школьными учителями: они давно знают Вашего ребёнка.

 

Задачи блокирующей коммуникативной тактики: 1) консультант хочет избежать собственного дискомфорта «неприятного» ответа на вопрос;

2) блокировать выражение «прорыв» сильных эмоций.

Задачи эффективной коммуникации: сохранить доверительный контакт, подтвердить приятие чувств консультируемого.

Антитезисы эффективной коммуникации: 1) отвечать самостоятельно на все вопросы, относящиеся к компетенции данной консультации; 2) эмпатически поддерживать, подтверждать право на аффективно насыщенные, риторические по сути, вопросы.

 

 

Примеры эффективной коммуникативной реакции консультанта.

1 Правильно ли я поняла, что Вас волнуют возможные трудности дальнейшего школьного обучения дочери? В случае и после утвердительного ответа консультируемого. В задачи данной консультации входит выявление особенностей психического развития Вашего ребёнка, причин возможных трудностей обучения и составление рекомендаций по предупреждению и, в случае их возникновения, преодолению трудностей обучения.

2. Чувствую, что Вам приходится нелегко.

 

 

После усвоения алгоритма разбора блокирующих коммуникативных тактик и подбора эффективных коммуникативных средств учащимся предлагается выполнить следующие задания.

 

II. Самостоятельный разбор учащимися блокирующих коммуникативных тактик.

Учебное задание 1: учащимся предлагается проанализировать с позиций задач блокирующих коммуникативных тактик и задач эффективной коммуникации следующие типы коммуникативных тактик (блокирующих)

 

8. Переспрашивание,

 

обычно с «почему», требующее самоанализа от пациента.

Консультируемый: Мне кажется, я никогда не привыкну к этому позорному диагнозу.

Консультант: Почему не привыкнете?

 

9. Нравоучительные, демагогические комментарии:

замечания и суждения, которые смещают фокус на стандарты или прописные истины.

Консультируемый: Меня беспокоит катастрофическое ухудшение наших отношений с мужем.

Консультант: Пора Вам уже повнимательнее отнестись к школьной дезадаптации сына. Для женщины главное – забота о детях

 

Оборона с «неопровержимой» аргументацией

:

когда консультируемые разгневаны или взволнованы, не позволяется пациенту высказать своё мнение и чувства.

Консультируемый:. Меня поражает и возмущает, что в школе, где работаете Вы и другие психологи, ребёнок за считанные дни превратился в неврастеника.

Консультант: Наша психологическая служба признаётся образцовой на всех уровнях. Мне впервые приходится сталкиваться с такой несправедливой жалобой.

Смена темы.

Консультируемый:. Не знаю, как мы переживём этот срыв накануне выпускного вечера.

Консультант: Впереди лето. Как Вы планируете провести отпуск,

 

Избирательное внимание к высказываниям и жалобам.

 

Консультируемый: В результате занятий с репетитором домашние задания дочь выполняет без ошибок, но на уроках по-прежнему не может отвечать уверенно и часто ошибается.

Консультант: Я рада, что занятия с репетитором принесли положительные результаты.

III. Коммуникация при сложных эмоциональных состояниях.

Особых умений и навыков требует коммуникация при сложных эмоциональных состояниях.

Тревога

Одним из важнейших факторов возможности эффективной когнитивной переработки поступающей информации является актуальный уровень тревоги реципиента информации. Аффектогенные ситуации, воспринимающиеся субъективно как угроза жизни и благополучию, ситуация неопределённости, экспертизы и др., закономерно приводят к повышению ситуативной тревоги. Прогностически конституционально тревожные люди чаще в аффектогенных ситуациях не могут воспринять адекватно транслируемую им информацию. Заниженный уровень ситуативной тревоги также не является оптимальным, т.к. при этом пациент невнимательно воспринимает информацию, являющуюся субъективно незначимой, бессмысленной.

Практика психологического консультирования, как и других видов психологической помощи, требует навыков экспресс-диагностики неэффективно высокого уровня актуальной тревоги. Он может быть обусловлен как индивидуальным психологическим складом, состоянием собеседника на момент Вашей встречи, так и собственно ситуацией и содержанием Вашего диалога. К признакам повышенного уровня тревоги относятся двигательное беспокойство, тревожные множественные переспрашивания (псевдоневнимательность), выраженные вегетативные реакции (учащённое дыхание, сердцебиение, покраснение или побледнение и др.).

В ситуациях, когда Вы можете предположить неэффективно высокий уровень тревоги, необходимо соблюдать следующие коммуникативные правила:

- создать условия для максимально возможной нормализации эмоционального фона как за счёт обеспечения физического и эмоционального комфорта собеседника (возможность расположиться удобно, расслабиться, обдумать вопросы и ответы, записать необходимую информацию и др),

- предложить дыхательные и другие упражнения для снижения тревоги,

- начиная от простого, привычного, сообщить собеседнику необходимую информацию, убеждаясь не только в актуальной способности собеседника воспроизвести эту информацию, но и резюмировать всё сообщённое и спланировать свою дальнейшую активность в соответствии сообщёнными сведениями и данными рекомендациями.

 

Учебное задание 2. Проведённое комплексное психологическое, в том числе нейропсихологическое, обследование школьника 8 лет, имеющего проблемы в обучении, головные боли, потери сознания в анамнезе, нарушения зрнтельно-конструктивной деятельности, приводят консультанта к выводу, что необходима консультация нейрохирурга и объективная диагностика с целью исключения мозговой патологии. Учащимся предлагается спланировать беседу с мамой консультируемого ребёнка с учётом динамики эмоциональных реакций.

 

 

Учебное задание 3. Учащимсяпредлагаетсяв ходе педагогической практики посетить родительское собрание. Необходимо составить таблицу эмоциональных состояний и вербально-поведенческих реакций родителей следующей структуры.

Обсуждаемая проблема


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: