Введение
Освоение темы «Эффективная коммуникация» направлено на формирование компетенции ОК-7 «Восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей» - одной из важнейших компетенций специалистов помогающих профессий, или, в классификации Е.А. Климова, профессий типа «Человек – Человек».
В теоретической части темы «Эффективная коммуникация»
- излагаются основные принципы эффективной коммуникации,
- предоставляются алгоритмы оптимизации коммуникациив зависимости от типа и задач психологического консультирования, индивидуально-психологического склада консультируемого;
- определяются критерии и методы оценки эффективности коммуникации в ходе психологического консультирования
При формировании практических навыков эффективной коммуникации проводится:
- критический разбор слушателями предлагаемых видеозаписей консультативных бесед;
- активная отработка коммуникативных навыков в предлагаемых проблемных ситуациях.
|
|
Данное методическое пособие призвано раскрыть принципы выбора адекватных коммуникативных средств в ходе психологического консультирования и содержит упражнения и контрольные задания для совершенствования навыков эффективной коммуникации.
Основой компетентного общения, которое в реальной профессиональной деятельности является эффективной коммуникацией, являются такие ценности личности психолога-консультанта как уважение и интерес к мыслям, чувствам, мировоззренческой позиции другого человека, к представлениям консультируемого о причине и логике тех или иных событий и явлений интра- и интерперсональной жизни. Это подчёркивает особые требования к личностной зрелости и способности к рефлексии практического психолога. Важнейшими принципами эффективной коммуникации психолога-консультанта являются эмпатическое слушание, безоценочное приятие, избегание директивных интерпретаций, умение резюмировать и выявлять приоритетные жалобы и запросы, способствовать формированию мотивации к доверительному сотрудничеству и преодолению возможных, выявленных в ходе консультирования, психологических проблем.
Все эти принципы реализуются на вербальном и невербальном уровне. Невербальные коммуникативные средства могут быть более эффективными, чем вербальные в ситуации недистантного консультирования. Такие невербальные средства как интонации, паузы, мимика, жесты имеют решающее значение при передаче смысла высказывания, не сводящегося к значению вербальной составляющей. Среди универсальных приёмов эффективной коммуникации следует использовать открытые вопросы (не подразумевающие ответы «да» или «нет»), эмпатическое зеркальное воспроизведение высказывания консультируемого, расстановку смысловых акцентов.
|
|
Для формирования практических навыков эффективной коммуникации учащимся необходимо критически проанализировать примеры неэффективной коммуникации, которые можно классифицировать по «методу» блокировки специалистом спонтанного, искреннего и не детерминированного блокирующей коммуникацией высказывания консультируемого. В результате выполнения упражнений по подбору адекватных коммуникативных средств формируются навыки эффективной коммуникации.
I. Типы блокирующих коммуникативных тактик и алгоритм их психологического разбора.
Нормализация – минимизация.
Стереотипные реакции в ходе коммуникации, в значительной степени свидетельствующие о недостаточном понимании или отрицании самостоятельности точки зрения консультируемого, исключающие или преуменьшающие уникальность и значение его переживаний и опыта