Нормализация – минимизация

Введение

Освоение темы «Эффективная коммуникация» направлено на формирование компетенции ОК-7 «Восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей» - одной из важнейших компетенций специалистов помогающих профессий, или, в классификации Е.А. Климова, профессий типа «Человек – Человек».

В теоретической части темы «Эффективная коммуникация»

- излагаются основные принципы эффективной коммуникации,

- предоставляются алгоритмы оптимизации коммуникациив зависимости от типа и задач психологического консультирования, индивидуально-психологического склада консультируемого;

- определяются критерии и методы оценки эффективности коммуникации в ходе психологического консультирования

При формировании практических навыков эффективной коммуникации проводится:

- критический разбор слушателями предлагаемых видеозаписей консультативных бесед;

- активная отработка коммуникативных навыков в предлагаемых проблемных ситуациях.

Данное методическое пособие призвано раскрыть принципы выбора адекватных коммуникативных средств в ходе психологического консультирования и содержит упражнения и контрольные задания для совершенствования навыков эффективной коммуникации.

Основой компетентного общения, которое в реальной профессиональной деятельности является эффективной коммуникацией, являются такие ценности личности психолога-консультанта как уважение и интерес к мыслям, чувствам, мировоззренческой позиции другого человека, к представлениям консультируемого о причине и логике тех или иных событий и явлений интра- и интерперсональной жизни. Это подчёркивает особые требования к личностной зрелости и способности к рефлексии практического психолога. Важнейшими принципами эффективной коммуникации психолога-консультанта являются эмпатическое слушание, безоценочное приятие, избегание директивных интерпретаций, умение резюмировать и выявлять приоритетные жалобы и запросы, способствовать формированию мотивации к доверительному сотрудничеству и преодолению возможных, выявленных в ходе консультирования, психологических проблем.

Все эти принципы реализуются на вербальном и невербальном уровне. Невербальные коммуникативные средства могут быть более эффективными, чем вербальные в ситуации недистантного консультирования. Такие невербальные средства как интонации, паузы, мимика, жесты имеют решающее значение при передаче смысла высказывания, не сводящегося к значению вербальной составляющей. Среди универсальных приёмов эффективной коммуникации следует использовать открытые вопросы (не подразумевающие ответы «да» или «нет»), эмпатическое зеркальное воспроизведение высказывания консультируемого, расстановку смысловых акцентов.

Для формирования практических навыков эффективной коммуникации учащимся необходимо критически проанализировать примеры неэффективной коммуникации, которые можно классифицировать по «методу» блокировки специалистом спонтанного, искреннего и не детерминированного блокирующей коммуникацией высказывания консультируемого. В результате выполнения упражнений по подбору адекватных коммуникативных средств формируются навыки эффективной коммуникации.

I. Типы блокирующих коммуникативных тактик и алгоритм их психологического разбора.

Нормализация – минимизация.

 

Стереотипные реакции в ходе коммуникации, в значительной степени свидетельствующие о недостаточном понимании или отрицании самостоятельности точки зрения консультируемого, исключающие или преуменьшающие уникальность и значение его переживаний и опыта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: