Исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ»)

УТВЕРЖДАЮ
И.о. заведующего кафедрой
  __________________ О.В. Ваганова
___.____.20___

 

 

Методические рекомендации
по организации и проведению преддипломной практики
 
 
Направление подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры)
Магистерская программа Банки и банковская деятельность, Корпоративные финансы, Финансовый инжиниринг
  Автор (ы): доц., к.э.н., доц. О.В. Ваганова, проф., д.э.н., доц. Т.Н. Флигинских,
  доц., к.э.н., доц. А.А. Гулько, доц., к.э.н., доц. Н.В. Симоненко
  должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия
   
     

 

 

Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
финансов, инвестиций и инноваций
 
Протокол № 1 от 02.09.2016 г.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТА, МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ  
2. РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ МАГИСТРАНТОВ  
3. СОДЕРЖАНИЕ (ПРОГРАММА) ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ  
4. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика магистрантов, обучающихся по направлению 38.04.08 «Финансы и кредит», является обязательной, завершает обучение по всем магистерским программам и осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в действующей редакции 2016 года).

Настоящие методические рекомендации (в дальнейшем – МР) предназначены для магистрантов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, завершающих курс по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» (уровень магистратуры) по всем реализуемым на данном направлении магистерским программам.

В МР последовательно представлены все вопросы, связанные с организацией, прохождением преддипломной практики магистранта, а также с подготовкой и защитой отчета о преддипломной практике. Данные МР конкретизируют существующие и устанавливают дополнительные требования выпускающей кафедры «Финансы, инвестиции и инновации» к подготовке, организации и проведению преддипломной практики магистрантов.

МР составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 30.03.2015 № 325 по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» (уровень магистратуры); Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, рассмотренного на заседании Ученого Совета НИУ БелГУ и утвержденного 01.03.2016 (протокол № 7); а также с учетом Порядка разработки и утверждения методических рекомендаций (утвержденного 16.06.2016 Проректором НИУ БелГУ по учебной работе и информатизации) и других локальных нормативно-правовых актов.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТА, МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ

Преддипломная практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика является важнейшим системообразующим звеном в структуре профессиональной подготовки магистров.

Вид практики – производственная преддипломная, а именно практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

По способу проведения преддипломная практика характеризуется как стационарная. При этом база для прохождения магистрантами преддипломной практики формируется на кафедре финансов, инвестиций и инноваций.

Форма проведения преддипломной практики – дискретная, путем выделения в календарном учебном графике в IV семестре (для очной формы образования) непрерывного периода учебного времени в объеме 7 (семи) недель или 378 часов.

Организация проведения преддипломной практики осуществляется на основе договоров между НИУ БелГУ и организациями, предприятиями, учреждениями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемых в рамках магистерской программы «Финансовый инжиниринг» направления 38.04.08 «Финансы и кредит». Место прохождения преддипломной практики, как правило, должно совпадать с организацией, на базе которой будет выполняться выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). Местами прохождения преддипломной практики могут быть российские и зарубежные кредитные организации, и финансовые учреждения, финансовые структуры органов власти различных уровней, финансовые службы акционерных обществ и частных предприятий, инвестиционные компании и фонды, финансовые и валютные биржи, внебюджетные фонды и их территориальные управления и др.

Магистранты могут направляться на места преддипломной практики в соответствии с договорами, заключенными университетом с базовыми предприятиями и организациями, либо по запросу предприятий и организаций.

Рабочее место (должность) для прохождения преддипломной практики должно быть определено таким образом, чтобы магистрант имел возможность непосредственного участия в деятельности предприятия.

Определение баз практики для каждого магистранта проходит на выпускающей кафедре и закрепляется приказом по Институту экономики НИУ БелГУ.

Основной целью прохождения преддипломной практики является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков профессиональной деятельности в соответствующих финансово-кредитных учреждениях и организациях, на предприятиях реального сектора экономики, а также сбор и систематизация информации для подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в соответствии с выбранной и утвержденной темой.

Задачи преддипломной практики:

- формирование и закрепление навыков и умений выполнять функции, составляющие содержание финансовой и экономической общетеоретическим и специальным дисциплинам в период обучения в магистратуре;

- ознакомление на конкретном материале, на базе конкретной организации с практикой решения вопросов функционирования денежно-кредитной системы, управления финансами, финансового инжиниринга подобных или аналогичных вопросам, предусмотренных к решению в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации);

- ознакомление с нормативными актами в области денежно-кредитного регулирования, управления финансами и финансового инжиниринга, а также отчетными документами (финансовыми, бухгалтерскими, статистическими);

- изучение практики реализации решений по управлению финансами и финансового инжиниринга;

- обоснование актуальности и практической значимости темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

- сбор информационных материалов (исходных данных), обеспечивающих выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

- обобщение и систематизация исходных данных, подтверждающих выводы и основные результаты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Основные этапы преддипломной практики и их содержание:

Ознакомительный этап:

1. Магистрант из предложенных на кафедре вариантов выбирает базу преддипломной практики, оформляет всю необходимую документацию по практике (договор, направление на практику). Знакомится с целями и задачами преддипломной практики, в том числе и с помощью данных методических рекомендаций.

2. Вместе с научным руководителем магистрантом формируются цели и задачи учебной практики с учетом темы магистерской диссертации; согласовывается и устанавливается график консультаций руководителя; рассматриваются основные направления деятельности магистранта в период практики; разрабатывается и согласовывается индивидуальный план преддипломной практики; изучаются содержание и основные формы отчетности представления результатов преддипломной практики магистрантом кафедры.

Магистрант заполняет раздел дневника преддипломной практики «Индивидуальное задание».

Основной этаппреддипломной практики (работа в организации-базе практики):

1. Магистранту необходимо ознакомиться с организационно-правовой формой деятельности, структурой управления организации-базы практики. Для этого он изучает законодательную и нормативно-правовую базу, Устав организации и другие учредительные документы организации. Ведет соответствующие записи в дневнике.

2. По поручению руководителя практики от организации-базы практики возможно выполнение функциональных обязанностей и отдельных поручений. Магистрант участвует в подготовке, проверках, сборе и обработке финансовой информации. Ведет соответствующие записи в дневнике.

3. Магистрант осуществляет сбор информации для диссертационного исследования, изучает информационные, справочные и реферативные источники информации в организации по проблеме исследования, а также интернет ресурсы организации. Ведет соответствующие записи в дневнике.

4. Магистрант выполняет группировку и систематизацию информации в соответствии с темой исследования и целями практики, а также для подготовки аналитической части магистерской диссертации. Также магистрант анализирует первичную и отчетную финансовую и бухгалтерскую информацию, выбирает необходимые сведения, формирует аналитические таблицы, рассчитывает показатели в соответствии с темой диссертационного исследования. Ведет соответствующие записи в дневнике.

Заключительный этап

1. Осуществляется подготовка и представление на кафедру отчета о прохождении преддипломной практики. Магистрантом должны быть подготовлены и представлены:

- характеристика руководителя практики от предприятия (включается в дневник преддипломной практики);

- дневник преддипломной практики с записями руководителя практики в период проверки выполнения программы преддипломной практики (особые отметки, благодарности, замечания);

- отчет о преддипломной практике.

2. Защита отчета о прохождении преддипломной практики

Магистрант должен:

- предоставить отчет о прохождении преддипломной практики (в печатном и электронном виде);

- подготовить презентацию отчета о преддипломной практике,

- публично защитить отчет о преддипломной практике

Во время прохождения преддипломной практики магистранты выполняют все требования, действующие на предприятии, правила внутреннего трудового распорядка.

При нарушении магистрантом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятии по представлению руководителя преддипломной практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается Директору института экономики и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор университета может рассматривать вопрос об отчислении магистранта.

 


2. РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ МАГИСТРАНТОВ

Руководство преддипломной практикой магистрантов осуществляется от университета и от организации-базы практики (места прохождения практики).

Руководителем преддипломной практики магистранта от университета назначается преподаватель выпускающей кафедры, который, как правило, является и руководителем выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Руководитель преддипломной практики от университета осуществляет непосредственный контроль за процессом прохождения практики и оказывает научно-методическую помощь магистранту.

Руководитель преддипломной практики обязан:

· провести консультации с магистрантами перед началом практики;

· обеспечить распределение магистрантов по местам практики, подготовить и представить заведующему кафедрой необходимую документацию по направлению магистрантов на преддипломной практику;

· обеспечить магистрантов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;

· подготовить и провести совместно с заведующим кафедрой организационное собрание магистрантов перед началом преддипломной практики;

· согласовать отдельные этапы прохождения практики;

· поставить перед магистрантом проблемные вопросы для их решения в процессе прохождения преддипломной практики;

· оказывать научно-методическую помощь магистранту, рекомендовать основную и дополнительную литературу, другие источники информации;

· проводить индивидуальные консультации по вопросам прохождения преддипломной практики и составления отчета.

· по окончанию практики подготовить отчет о итогах, который представляет заведующему кафедрой;

· организовать на кафедре хранение дневников магистрантов по практике.

Во время прохождения преддипломной практики магистрант имеет право обращаться на кафедру для получения консультаций.

Непосредственное руководство преддипломной практикой магистранта осуществляет руководитель практики от предприятия, который, также составляет отзыв о магистранте и его деловых качествах и профессиональных навыках в виде характеристики, предусмотренной Дневником практики (Приложение 1).

Руководители преддипломной практики на местах предоставляют возможность магистрантам получить предусмотренные программой практики материалы, организуют посещение предприятий поставщиков, сбытовых предприятий.

Руководители практики от предприятия не реже одного раза в неделю проводят собеседование, в процессе которого выявляется степень усвоения материала и приобретения практических навыков; дают необходимые рекомендации относительно дальнейшего ее прохождения.

Руководитель преддипломной практики магистранта со стороны организации:

– организует и контролирует ход практики магистрантов совместно с руководителем практики от кафедры в соответствии с программой и утвержденными календарными планами ее прохождения;

– обеспечивает проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;

– контролирует выполнение магистрантами правил внутреннего распорядка и сообщает о случаях нарушения на кафедру финансов, инвестиций и инноваций;

– осуществляет учет работы магистрантов на отдельных рабочих местах и в подразделениях организации.

По окончании практики руководитель от предприятия дает характеристику магистранту-практиканту о прохождении практики, заверяет ее своею подписью и печатью, подписывает дневник практики.

По завершении преддипломной практики магистрант сдает на кафедру для проверки отчет и Дневник о прохождении преддипломной практики.

К магистранту, не выполнившему программу преддипломной практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите отчета, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из университета.

 


3. СОДЕРЖАНИЕ (ПРОГРАММА) ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Содержание преддипломной практики определяется заданием, которое формируется руководителем преддипломной практики от университета с участием магистранта, и фиксируется в Дневнике перед началом практики (Приложение 1).

Задание должно включать ознакомление с практикой управления финансами по направлению темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

В течение практики магистранту необходимо:

· ознакомиться с организационной структурой и основными направлениями деятельности организации, в которой он проходит производственную преддипломную практику;

· дать общую характеристику финансово-экономического состояния организации;

· изучить регламент работы подразделения – конкретного места прохождения производственной преддипломной практики;

· получить навыки выполнения конкретных видов финансово-кредитной работы.

Магистранты в период преддипломной практики должны научиться:

· составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность организации и её отдельных подразделений;

· оформлять необходимую финансово-экономическую документацию в соответствии с принятыми нормами;

· составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность;

· читать и анализировать балансы, оценивать состояние активов и пассивов субъектов хозяйствования и управления;

· документально оформлять финансовые и банковские операции, отражать их в бухгалтерском учете;

· оценивать эффективность использования финансовых ресурсов;

· характеризовать финансовую устойчивость организаций; содержание кредитных договоров и инвестиционных проектов с экономической и юридической точек зрения;

· документально оформлять результаты анализа, готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учетом финансовых последствий и требований деловой этики;

· прогнозировать эффективность деятельности организации в соответствии с принятыми решениями и обеспечивать их выполнение;

· эффективно использовать автоматизированное рабочее место и новые информационные технологии.

· вести деловые переговоры и оказывать консультационные услуги.

Магистрант должен изучить содержание Устава организации и нормативные документы по ее образованию и функционированию, познакомиться с организационной структурой организации, уровнем ее специализации и универсализации, функциями отдельных подразделений, составом клиентов и видами деятельности и оказываемых услуг. По данным годовой (или квартальной) финансовой отчетности магистрант должен дать оценку основных показателей деятельности организации, проанализировав величину собственного капитала, показателей доходности и прибыльности на единицу активов и вложенного капитала; дать качественную характеристику структуры доходов и расходов и др.

Магистрант в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать ксерокопии отчетной финансовой и бухгалтерской документации (в первую очередь, формы №1 – №5), ознакомиться с информацией по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), собрать и подготовить табличный и графический материал.

Также в период преддипломной практики магистранту необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие на момент прохождения практики и регламентирующие вопросы управления финансами в организации (на предприятии).

Во время прохождения производственной преддипломной практики магистранты обязаны:

· соблюдать действующий в организации режим работы, включая табельный учет;

· на рабочих местах самостоятельно выполнять работу, отвечать за нее и ее результаты наравне со штатными работниками;

· вести дневник по установленной форме; представлять его на проверку и подпись руководителю от организации-базы практики;

· представить на кафедру письменный отчет о результатах практики.

На магистрантов-практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, могут налагаться взыскания, о чем сообщается на кафедру для решения вопроса о возможности дальнейшего пребывания магистранта в ВУЗе.

Магистранту, не выполнившему программу практики, продлевается срок ее прохождения. Невыполнение программы практики, непредставление отчета о преддипломной практике, либо получение отрицательного отзыва руководителя практики от организации, где практиковался магистрант, а также неудовлетворительная оценка при защите отчета магистранта являются основанием для его отчисления из Университета.

 


4. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

По завершению преддипломной практики магистрант в течение двух недель представляет на кафедру дневник со всеми отметками руководителя практики от предприятия, включая характеристику, и отчет о преддипломной практике.

В отчете о преддипломной практике магистрант должен обобщить собранный материал и изложить его в соответствии с индивидуальным заданием. В составе отчета магистрант представляет систематизированные материалы по решению конкретных задач управления финансами, финансового инжиниринга или денежно-кредитных отношений в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Структура отчета должна соответствовать содержанию аналитической главы магистерской диссертации. Отчет о преддипломной практике в сброшюрованном виде должен содержать:

Дневник. Может быть распечатан на листах формата А4 и размещается сразу после титульного листа. Дневник заполняется «вручную» и должен содержать все необходимые подписи и печати.

Титульный лист (Приложение 2).

Содержание. Наименования всех разделов отчета о преддипломной практике с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.

Введение. Во введении отражаются цель, задачи и содержание преддипломной практики, организация-база практики, период прохождения, должностные обязанности, выполняемые магистрантом в период преддипломной практики, основные изученные вопросы. Рекомендуемый объем – 1-2 страницы.

1.Организационно-экономическая характеристика организации-базы практики (предприятия). Должна быть представлена организационно-правовая форма, организационная структура, основные виды деятельности, сведения о подразделении, где магистрант проходил практику. В этом же разделе должен быть представлен анализ динамики абсолютных и относительных экономических и финансовых показателей за несколько последних лет с выявлением тенденций и их оценкой. Рекомендуемый объем – 8-10 страниц.

2.Оценка финансового состояния организации-базы практики (предприятия). В соответствии с темой выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) раздел может содержать оценку отдельных активов и пассивов (или их групп). Например, если тема выпускной квалификационной работы связана с деятельностью компании на фондовом рынке, то в данном разделе должен быть представлен анализ динамики и структуры как финансовых активов, эмитентом которых компания является, так и финансирования, в которые компания инвестирует средства, с определением тенденций и перспектив на ближайшее время. Рекомендуемый объем – 10-12 страниц.

3.Оценка эффективности управления финансами в организации (на предприятии). В соответствии с темой выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рассчитываются показатели эффективности управления финансами в целом или в конкретной сфере (например, в в выборе объектов инвестирования на фондовом рынке) и формулируется проблема, решение которой и станет конечной целью выпускной квалификационной работы. Рекомендуемый объем – 10-12 страниц.

Заключение. Представляет собой основные итоги прохождения преддипломной практики. Рекомендуемый объем – 2-3 страницы.

Список литературы – это те нормативно-правовые документы, учебники, научно-популярные и периодические издания, которые магистрант использовалась для организации и успешного прохождения учебной практики. Таким образом, магистрант приводит перечень изученной литературы (учебники, монографии, научные сборники и статьи, нормативные материалы, Интернет-источники и др.). Рекомендуемое количество позиций в списке – 30 – 40.

Пример оформления библиографического списка литературы и других источников информации представлены в Приложении 3.

Приложения.

Приложения к отчету представляют собой вспомогательный материал, не включенный в основную часть отчета (таблицы, схемы, заполненные формы отчетности, инструкции, финансовые документы или их фрагменты и т.д.). Указанный материал включается в приложения с целью сокращения объема основной части работы, страницы его не входят в подсчет общего объема работы.

Перед представлением приложений в отчете должен быть размещен чистый лист, в центре которого прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Номер этой страницы и должен быть указан в содержании отчета.

Каждое из приложений должно иметь в заголовке слово «Приложение …» с соответствующим номером, расположенное в правом верхнем углу первой страницы приложения. Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрационный материал, определяются автором самостоятельно исходя из целесообразности изложения материала. Объем приложений не ограничивается.

Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок в круглых скобках, например: «….данные получены на основании баланса предприятия за 2015 год (Приложение 3)».

Названия пунктов 1 – 3 и их объем могут быть уточнены в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и местом прохождения преддипломной практики.

Отчет должен быть подготовлен таким образом, чтобы после некоторой литературной обработки и дополнений его можно было использовать в качестве второй главы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Рекомендуемый совокупный объем отчета о преддипломной практике (без библиографического списка и приложений) – 35 - 45страниц.

Оформление отчета о преддипломной практике должно осуществляться в соответствии с принятыми на кафедре правилами оформления научных работ.

Текст отчета о прохождении преддипломной практики составляет до 35 – 40 страниц печатного текста, не считая библиографического списка и приложений.

Отчет должен быть подготовлен в соответствии со следующими техническими требованиями:

- отчет должен быть выполнен машинописным способом (с помощью компьютера) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297мм);

- рекомендуемый шрифт – (Microsoft Word) Times New Roman 14;

- межстрочный интервал – 1,5;

- размер полей рекомендуется следующий: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;

- фразы, начинающиеся с «красной строки» выделяют абзацным отступом, равным 1,25 мм;

- номера страниц проставляют в середине верхнего поля листа арабскими цифрами при соблюдении сквозной нумерации по всему тексту работы. Точка в номере страницы не ставится. Титульный лист и Содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется. Нумерация начинается с третьей (или четвертой) страницы, на которой расположен структурный элемент «Введение»;

- нумерация глав осуществляется по порядку в пределах всей работы и обозначается арабскими цифрами с точкой в конце нумерации;

- сокращения и условные обозначения в работе применяются только в соответствии с общепринятыми нормами.

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы – введение, заключение, список использованной литературы, приложения - начинаются с новой страницы. Расстояние между заголовками главы и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам (т.е. следует пропустить одну строку).

Заголовки структурных элементов отчета (глав, введения, заключения, списка литературы) следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста отчета (например, Таблица 1 или Таблица 2). Такая нумерация характеризуется как «сквозная». Над правым верхним углом таблицы помещают надпись: «Таблица …» с указанием порядкового номера таблицы без значка № перед первой цифрой и точки после номера (например, «Таблица 17»). Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают над таблицей ниже надписи: «Таблица 17», печатая их с прописной буквы и по центру строки. Шрифт заголовка таблицы такой же, как и в тексте – Times New Roman, кегль 14 пунктов через 1,5 интервал, информация внутри таблицы печатается шрифтом Times New Roman, кегль 12 (при необходимости - 10) пунктов через одинарный интервал.

Все остальные иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы и т.д.) обозначаются словом «Рис …», которое располагается под ними в центре строки перед соответствующим названием (например, «Рис.1», или Рис. 2.1). Нумерация рисунков, также, как и таблиц, может быть выполнена в пределах всего текста работы.

Если в тексте отчета используются формулы, то пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку и располагать по центру строки, используя редактор формул. Выше и ниже каждой формулы должен быть интервал не менее 6 пт.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе только одна формула, ее не нумеруют.

Материалы отчета должны излагаться четко, ясно, последовательно с соблюдением логичности перехода от одной главы к другой и от одного параграфа к другому.

В тексте работы необходимо выделять законченную мысль в самостоятельный абзац, применяя для этого «красную строку» (отступ 1,25 мм).

Следует использовать принятую научную терминологию, избегать повторений общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Уточнять необходимо только понятия малоизвестные или противоречивые, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

Стиль написания отчета – безличный монолог, т.е. изложение материала должно быть представлено от третьего лица без употребления форм первого и второго лица, местоимений единственного числа. Во всей работе должно быть обеспечено единообразие терминов, обозначений и условных сокращений.

Приводимые в работе сведения из литературных источников (цифровые данные, цитаты, общие выводы и положения, мнения авторов) должны иметь точные ссылки па источники информации. Ссылка указывает порядковый номер этого литературного источника по списку использованных источников, выделяемый квадратными скобками. Пример: Основным видом деятельности предприятия является лизинговые операции [15, с.127].

Особое внимание следует уделить составлению библиографического списка, который является существенной частью отчета и отражает самостоятельную творческую работу автора.

В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы при подготовке работы. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

Библиографический список строится по алфавиту фамилий авторов. Законодательные и нормативные источники размещают в начале списка; иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников, написанных на русском языке / или переводных/. Список имеет общую нумерацию, т.е. каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке в тексте отчета.

При указании в основном тексте источника, номер и страница источника заключаются в квадратные скобки. Например, [25, с. 55], что означает: 25 источник, 55 страниц.

В каждом конкретном случае программа преддипломной практики может быть изменена и дополнена для магистранта в зависимости от характера выполняемого исследования.

По окончанию практики на основании представленных документов и проведенной защиты магистранту руководителем практики выставляется дифференцированный зачет с занесением в зачетную ведомость, в зачетную книжку.

Дата и время защиты отчета устанавливаются руководителем преддипломной практики от НИУ БелГУ, в соответствии с графиком учебного процесса магистранта. По решению руководителя практики возможно приглашение на защиту других преподавателей кафедры, специалистов-практиков по теме исследования магистранта, аспирантов и магистрантов.

Защита отчета о преддипломной практике проводится в форме презентации отчета магистрантом, в котором он должен:

- обозначить методы, применяемые в ходе осуществления научно-исследовательской деятельности на практике;

- отразить основные полученные результаты и выводы, сделанные в ходе прохождения преддипломной практики;

- сформулировать основные проблемы практического представления темы своего магистерского исследования.

После выступления магистранту задаются вопросы по содержанию практики, на которые он дает ответы.

Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко магистрант изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой преддипломной практики. По результатам защиты выставляется дифференцированная оценка, которая фиксируется в ведомости и в зачетной книжке магистранта.

Защита отчета о преддипломной практике проводится на открытых заседаниях специально созданной комиссии, в состав которой включаются: заведующий кафедрой (председатель комиссии), ответственный за организацию и проведение практики на кафедре, а также ведущие преподаватели кафедры. На защите обязательно должен присутствовать руководитель практики от университета. Возможно присутствие руководителя практики от предприятия, других преподавателей, студентов и прочих заинтересованных в существе защищаемой работы лиц.

В процессе защиты магистрант должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в будущую выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию), оценить их полноту.

В процессе защиты кроме самого отчета комиссией критически разбираются формулировка темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), ее рабочий план.

По результатам защиты комиссия выставляет магистранту оценку, заносит ее в зачетную книжку и дает рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы.

Защита отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений магистранта. Отчет с учетом его содержания и защиты оценивается по пятибалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется, если магистрант хорошо ориентируется в нормативно-правовой базе научных исследований, отвечает практически на все вопросы теоретического и практического характера.

Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант хорошо ориентируется в нормативно-правовой базе научных исследований, требованиях по ведению научно-исследовательской деятельности, отвечает на ограниченный круг вопросов теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если магистрант недостаточно полно, но все же ориентируется в нормативно-правовой базе научных исследований, требованиях по ведению научно-исследовательской деятельности, но отвечает не на все вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если магистрант не ориентируется в нормативно-правовой базе научных исследований, не знает требований по ведению научно-исследовательской деятельности, не отвечает на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета (Приложение 4).

После успешной защиты отчета магистрант допускается к дальнейшему выполнению магистерской диссертации.

Время и порядок защиты отчетов определяется заведующим кафедрой совместно с преподавателем (лицом), ответственным за организацию и проведение практики на кафедре.

После защиты отчет о преддипломной практике хранится на кафедре.

Студенты, которые не выполнили программу практики без уважитель­ной причины, получили отрицательный отзыв о работе или не защитили отчет о преддипломной практике, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность. Вопрос об их дальнейшем обучении решается заведующим выпускающей кафедрой и деканом факультета.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: