Тема 13. Основные тенденции развития отечественного хорового исполнительского искусства во второй половине ХХ века

Важным этапом в истории развития академического хорового исполнительства Беларуси стали пятидесятые – шестидесятые годы ХХ столетия. В это время в республике появляются яркие хоровые коллективы, исполнительское мастерство которых впервые получает международное признание. И хотя профессиональное исполнительское искусство этого периода представлено творчеством лишь двух коллективов – Государственной академической хоровой капеллы и Государственного хора Белорусского радио и телевидения, их исполнительское мастерство поднимается на качественно новый уровень.

В пятидесятые – шестидесятые годы хоровое пение постепенно расширяет сферу своего влияния. Через общеобразовательные школы оно внедряется в детское художественное творчество, в каждой музыкальной школе создается и работает учебный хор. Перспективным направлением развития музыкального образования виделась реализация идеи построения системы непрерывного певческого образования, включающей начальную подготовку (школу), средний специальный уровень обучения (музыкальные училища) и высшее профессиональное образование (консерватория). Необходимость создания в республике школ с хоровым уклоном и хоровых кружков в общеобразовательных школах неоднократно подчеркивалась белорусскими хормейстерами.

В пятидесятые – шестидесятые годы усиливается работа средних специальных учебных заведений по подготовке хормейстеров. В этот период хоровые отделения музыкальных училищ увеличивают набор учащихся, усложняются программы их обучения, более пристальное внимание уделяется изучению специальных дисциплин. Усложняется и становится более разнообразным репертуар учебных хоров, растет уровень их исполнительского мастерства.

Хоровое исполнительское искусство Беларуси в 1950 – 1960-е годы выходит на качественно новый уровень. В республике появляется высокопрофессиональный коллектив – Государственная академическая хоровая капелла (худ.рук. Г.Ширма), который в течение более двух десятилетий высоко представляет исполнительское искусство Беларуси на международном уровне и во многом определяет направления развития хорового композиторского творчества и любительского пения. В жизни и творчестве другого профессионального коллектива республики – Государственного хора белорусского радио и телевидения также наблюдается положительная динамика.

Государственная академическая хоровая капелла Беларуси ведет свою историю от ансамбля песни и танца, созданного в 1940 году в Белостоке. Руководителем коллектива стал талантливый музыкант, опытный хоровой дирижер, исследователь народно-песенного творчества Григорий Романович Ширма. В состав организованного ансамбля входили сорок артистов хора и двадцать человек танцевально-инструментальной группы. Основу репертуара ансамбля песни и танца первоначально составляли обработки народных песен. Осознавая перспективу развития ансамбля как академической хоровой капеллы, Г.Ширма стремился расширять творческий диапазон исполнителей и обогащал репертуар хора произведениями мировой музыкальной классики. В программах выступлений коллектива все чаще появлялись хоровые сочинения русских, советских и западноевропейских композиторов.

Осознавая перспективу развития ансамбля как академической хоровой капеллы, Г.Ширма стремился расширять творческий диапазон исполнителей и обогащал репертуар хора произведениями мировой музыкальной классики. В программах выступлений коллектива все чаще появлялись хоровые сочинения русских, советских и западноевропейских композиторов. Так, в период пятидесятых – шестидесятых годов он исполнял сложные в стилевом и образном отношении сочинения современных композиторов «Поэму памяти Сергея Есенина» и «Патетическую ораторию» Г.Свиридова, ораторию «Колодники» А.Флярковского, Тринадцатую симфонию и ораторию «Казнь Степана Разина» Д.Шостаковича.

Являясь ведущим профессиональным академическим коллективом республики, хоровая капелла уделяла большое внимание исполнению национальной музыки. Ощущая недостаток оригинальных сочинений белорусских композиторов и необходимость создания репертуара национальной хоровой музыки, Г.Ширма собирал и записывал белорусские песни в различных уголках республики. Результатом столь масштабной работы по собиранию, изучению и обработке белорусского народного песенного творчества стала антология белорусской народной песни в четырех томах, куда вошло более двухсот профессиональных обработок для академического хора.

В пятидесятые – шестидесятые годы ХХ столетия продолжает активно работать Государственный хор Белорусского радио и телевидения. Основная задача коллектива заключалась в знакомстве широкой аудитории слушателей с новинками музыкального хорового творчества. Каждые три дня хор выходил в прямой эфир с новыми концертными программами. Коллектив работал динамично, в краткие сроки, разучивая и представляя новые хоровые произведения. Основу репертуара хора белорусского радиовещания в эти годы составляло песенно-хоровое творчество советских и белорусских композиторов, народные песни в обработках А.Богатырева, Д.Лукаса, П.Подковырова, Н.Соколовского, Е.Тикоцкого, а также оригинальные хоровые произведения.

Репертуарная политика коллектива нередко определялась творческими приоритетами того или иного художественного руководителя. Так, например, в 1949 – 1950 годах, когда хор возглавлял профессиональный композитор Григорий Константинович Пукст, стали чаще исполняться новые произведения белорусских композиторов. Практическая работа с хором радио стимулировала также композиторское творчество Г.Пукста. В это время им были созданы хоры «Дуб» на слова П.Бровки, «Не сячысасны» и «Партызанскiя акопы» на слова М.Танка, кантата «А хто там iдзе?» на слова Я.Купалы и другие произведения.

В 1950 году художественным руководителем хора Белорусского радио и телевидения стала выпускница Ленинградской консерватории, ученица известного хорового дирижера А.Егорова Анна Павловна Зеленкова. Высокопрофессиональный хоровой дирижер и деятельный организатор она много работала над повышением уровня исполнительского мастерства коллектива, обогащала репертуар хора произведениями вокально-симфонического жанра, русской хоровой классики. Но, несмотря на определенные успехи, достигнутые коллективом под руководством А.Зеленковой, у хора оставалось много проблем. Так, одной из них являлся небольшой состав певцов (около тридцати человек), что, несомненно, затрудняло работу над произведениями крупных форм, а исполнение преимущественно песенно-хорового репертуара не давало возможности быстрого роста вокально-технического уровня коллектива.

В 1965 году художественным руководителем Государственного хора радио и телевидения стал Виктор Владимирович Ровдо. Смена руководителя явилась началом нового этапа в творческой деятельности коллектива. Проблему малого состава исполнителей и некоторые другие технические сложности В.Ровдо решил, объединив два руководимых им коллектива – хор радио и телевидения и хор Белорусской государственной консерватории, в один. В таком объединении было много положительных моментов. Во-первых, за счет увеличения состава певцов лучше укомплектовались хоровые партии, что отразилось на качестве звучания. Во-вторых, значительно расширился репертуар хора – новый состав исполнителей мог озвучивать как произведения а cappella, так и крупные вокально-симфонические сочинения.

Основной творческой доминантой объединенного хора и его руководителя стало исполнение классического хорового репертуара. Программы концертных выступлений коллектива включали «произведения различных эпох, стилей, манер – от итальянской хоровой классики («Тэ Дэум» Дж.Верди, впервые прозвучавший в Минске, или «Круцификсус» А.Лотти) до хоровых произведений белорусских композиторов – В.Оловникова, Ю.Семеняки, И.Лученка и белорусского народной песни; от тонких хоровых акварелей М.Равеля и З.Кодая до сложного танеевского многоголосья» [147]. Основную часть репертуара (более 80%) хора под управлением В.Ровдо составляли камерные хоровые произведения а cappella, значительную долю (около 10%) занимали русские, белорусские и другие народные песни в обработках профессиональных музыкантов. Вокально-симфоническая музыка (3%) в репертуаре хорового коллектива представлена такими крупными произведениями, как «Фантазия» для фортепиано, хора и симфонического оркестра Л.Бетховена, оратория Г.Галынина «Девушка и смерть», «Патетическая ораторию» Г.Свиридова, «Поэма огня» А.Скрябина, «Симфония псалмов» И.Стравинского. Некоторые из вышеперечисленных сочинений звучали в Минске впервые.

В целом, репертуар хора радио и телевидения в пятидесятые – шестидесятые годы отличался разнообразием и весьма динамично развивался. Формирование концертных программ зависело от многих факторов: актуальных задач, ставившихся перед коллективом, условий его работы, количественного и качественного состава исполнителей, творческой личности руководителя и других. К концу 1960-х годов хор радио и телевидения стал ярким явлением в музыкальном исполнительском искусстве Беларуси и наряду с капеллой занял позиции ведущего профессионального академического хорового коллектива республики.

В середине семидесятых годов ХХ столетия в творческой жизни ведущего профессионального хорового коллектива Беларуси – Государственной академической хоровой капеллы – происходят существенные изменения. В 1972 году Г.Ширма оставил должность художественного руководителя. Смена главного дирижера негативно отразилась на жизни коллектива, интенсивность репетиционно-творческой и концертной деятельности хора упала.Резко сократилось количество исполняемых произведений, из репертуара почти исчезли крупные вокально-симфонические сочинения. В основном коллектив работал над хоровыми миниатюрами русских и советских композиторов, исполнял обработки народных песен и оригинальные белорусские хоры. Положительная динамика в развитии коллектива наметилась лишь в конце восьмидесятых годов, когда художественным руководителем Государственной академической хоровой капеллы стала Л.Ефимова.

На позиции ведущего профессионального хорового коллектива республики в семидесятые годы вышел объединенный хор радио и телевидения и Белорусской государственной консерватории под руководством В.Ровдо. Коллектив стал постоянным участником важных музыкально-общественных мероприятий и ответственных концертов. Основная задача деятельности коллектива заключалась в создании национального фонда хоровой музыки. В семидесятые – восьмидесятые годы хор Белорусского радио и телевидения озвучил и записал более полутора тысяч произведений композиторов разных эпох, национальных школ и стилей. Благодаря яркому творческому дарованию и высокому профессионализму, В.Ровдо одинаково хорошо удавалось работать с хоровой миниатюрой, развернутыми произведениями а cappella и крупными вокально-симфоническими полотнами. Благодаря деятельности Государственного академического хора Белорусского радио и телевидения в национальных музыкальных фондах республики появились записи хоровых сочинений И.Баха, Л.Бетховена, Й.Брамса, Й.Гайдна, Ф.Генделя, Э.Грига, З.Кодая, А.Лотти, Ф.Мендельсона, К.Монтеверди, В.Моцарта, М.Равеля, Ф.Шуберта, Р.Шумана и других зарубежных композиторов. Многие из произведений этих авторов никогда ранее в Беларуси не звучали. Русская хоровая музыка а cappella в репертуаре хора широко представлена творчеством Д.Бортнянского, М.Глинки, С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова, С.Танеева, П.Чайковского и многих других. Из хоровой музыки ХХ века коллектив исполнял произведения В.Волошинова, М.Коваля, А.Ленского, Г.Свиридова, И.Шамо, Д.Шостаковича, Р.Щедрина и других.

Событием не только в области хорового исполнительства, но и музыкальной культуры Беларуси в целом, стало создание звуковой антологии белорусских народных песен, осуществленное коллективом под руководством В.Ровдо. Работа коллектива музыкантов по созданию антологии белорусских народных песен получила высокую оценку, и запись двухсот тринадцати произведений была отмечена Государственной премией БССР.

Общественные, социально-экономические и культурные условия, сложившиеся в Беларуси в девяностые годы, стимулировали поиск новых форм организации и деятельности музыкальных исполнительских коллективов. Как в хоровом, так и в оркестровом исполнительстве в эти годы наблюдалась тенденция к камерности, стремление к созданию небольших по составу вокальных и инструментальных коллективов. Камерный хор, в состав которого может входить до тридцати высокопрофессиональных певцов, способен исполнять не только хоровые миниатюры, акапелльные хоровые сочинения и народные песни в обработках, но также произведения кантатно-ораториального жанра и другую вокально-симфоническую музыку.

Государственный камерный хор Республики Беларусь был создан в октябре 1988 года и быстро завоевал признание широкой публики. Основателем и первым художественным руководителем коллектива стал выпускник Ленинградской государственной консерватории заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Игорь Гаврилович Матюхов. Серьезный и вдумчивый музыкант, он во многом определил главное направление всей творческой деятельности хора: возрождение и пропаганда старинной белорусской и русской духовной музыки, западноевропейской классики, сочинений молодых белорусских композиторов.

Духовная музыка заняла одно из важнейших мест в репертуаре камерного хора и в сольных концертах коллектива нередко исполнялась самостоятельным отделением. Духовные хоровые сочинения русских, белорусских и зарубежных композиторов составляли почти половину всего исполняемого репертуара.

В 2000 году Государственный камерный хор возглавила выпускница Белорусской государственной консерватории Наталья Владимировна Михайлова. Она продолжила традиции коллектива, заложенные его основателем И.Матюховым и обогатила репертуар разнообразными концертными программами. Сегодня в репертуаре хора естественно соседствуют духовная музыка и джаз, классика и современность.

Музыкальное искусство Беларуси девяностых годов ХХ столетия отмечено поиском новых форм организации и функционирования профессиональных коллективов. Это проявилось, прежде всего, в создании новых творческих объединений – городских музыкальных капелл. Деятельность оркестровых, хоровых и других профессиональных коллективов, функционирующих на базе городского бюджета, опиралась на традиции, сложившиеся в исполнительской практике XIX – начала ХХ столетий. Немаловажным фактором, повлиявшим на активизацию творческой жизни областей, явилось сокращение гастрольной деятельности ведущих филармонических коллективов. Это происходило в силу разных объективных причин, в том числе и экономического характера, и привело к некоторой музыкальной изолированности регионов, их своеобразному культурному вакууму.

Позитивным решением сложившихся проблем стала организация профессиональных исполнительских коллективов в областях. Возвращение к подобной практике, отмеченное в последние годы, характеризует музыкальную жизнь многих городов России, Прибалтики, Украины. Деятельность музыкальных капелл, состоящих из хоровой и оркестровой групп исполнителей, широко распространена и в современной западноевропейской музыкальной культуре.

Среди исполнительских коллективов такого типа, созданных в Беларуси – Могилевская городская капелла (худ.рук. С.Лищенко), Гродненская городская капелла (худ.рук. А.Бондаренко), Минская музыкальная капелла «Sonorus» (худ.рук. А.Шут). Эти музыкальные объединения состоят из профессиональных музыкантов и включают хоровую и оркестровую группы исполнителей, а также солистов.

Подводя некоторые итоги, отметим также, что в 1990-е годы активизировалось церковное хоровое исполнительство. В этот период в республике открывались новые храмы и создавались церковные певческие коллективы. Наряду с певцами-любителями, в состав церковных хоров входили профессиональные вокалисты, исполнители-инструменталисты, и другие. Возглавляли такие коллективы также профессиональные хоровые дирижеры. Помимо сопровождения церковных служб, лучшие хоры Минска, Гродно, Витебска, Бреста, Гомеля, Могилева давали концерты, посвященные крупным церковным праздникам, участвовали в фестивалях и конкурсах хоровой духовной музыки.

В музыкально-культурной жизни Беларуси последнего десятилетия ХХ века также произошли существенные изменения. В республике стали широко проводиться различные хоровые фестивали, конкурсы, праздники песен. Участие певческих коллективов в Международном фестивале Православных песнопений и Международном фестивале духовной музыки «МагутныБожа» давало возможность выявить основные тенденции в развитии хорового исполнительского искусства. Важную роль в процессе теоретического осмысления проблем хорового исполнительства на современном этапе играли «Певческие академии», проводимые ежегодно в Гомеле. Детские праздники песен и фестивали самодеятельного хорового творчества способствовали обмену творческим опытом и стимулировали развитие любительского хорового исполнительства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: