Роль специальных учебных заведений в процессе становления отечественного профессионального хорового исполнительства

Тема 12. Становление профессионального хорового исполнительства в Беларуси первой половины ХХ столетия

Хоровое исполнительское искусство в Беларуси конца XIX – начала ХХ столетия тесно связано с процессами и явлениями, характеризующими музыкальную культуру этого периода в целом. Основу музыкальной концертной жизни белорусских городов составляла гастрольная деятельность европейских и российских музыкантов. В Бресте, Витебске, Минске, Могилеве и других городах выступления сольных исполнителей, а также оперных трупп и крупных исполнительских коллективов были достаточно частым явлением. Несмотря на то, что в начале ХХ столетия в Беларуси не было профессиональных хоровых коллективов, отсутствовал собственный оперный театр, академическое хоровое пение культивировалось в кругу музыкантов-любителей. Хоровые коллективы, работающие в академической вокальной манере, существовали в гимназиях, профессиональных училищах, техникумах и других средних специальных учебных заведениях Беларуси. Культура академического хорового пения получала также практическую реализацию в сфере церковного хорового исполнительства и была широко распространена. В то же время, чтобы поднять музыкальную культуру Беларуси на высокий профессиональный уровень, необходимо было строить систему профессионального музыкального образования, развивать национальную композиторскую школу, создавать профессиональные исполнительские коллективы.

 

Роль специальных учебных заведений в процессе становления отечественного профессионального хорового исполнительства

В двадцатые – тридцатые годы ХХ столетия происходят положительные изменения в области музыкального образования Беларуси. В начале двадцатых годов в Бобруйске, Витебске, Гомеле, Могилеве, Орше, Полоцке открываются музыкальные школы. В крупных белорусских городах создаются народные консерватории, где преподается класс сольного и хорового пения. Важную роль в процессе подготовки профессиональных музыкальных кадров в этот период сыграла творческая и педагогическая деятельность российских музыкантов, работавших в Беларуси, а также профессиональных композиторов и хормейстеров, получивших образование в ведущих музыкальных учебных заведениях России. Так, например, народная консерватория в Витебске была открыта в 1918 году по инициативе М.Анцева – композитора, выпускника Петербургской консерватории, ученика Н.Римского-Корсакова. Одним из организаторов Гомельской народной консерватории (1919г.) стал выпускник Петербургской консерватории, хоровой дирижер, композитор и педагог А.Егоров. В 1920 году народная консерватория появилась в Минске, а в 1921 – в Бобруйске. Деятельность этих учебных заведений, безусловно, оказала влияние на становление профессионального хорового искусства и явилась хорошей основой для подготовки будущих музыкальных кадров.

В начале двадцатых годов ХХ столетия в Беларуси появляются средние специальные музыкальные учебные заведения. В 1922 году Витебская народная консерватория, а позднее и Гомельская были реорганизованы в техникумы, где обучали хоровых дирижеров и певцов, работал учебный хор, был открыт оперный класс. Центром хоровой исполнительской культуры и подготовки хормейстеров в 1924 году стал Минский музыкальный техникум. В двадцатые годы это учебное заведение собрало лучшие музыкальные исполнительские силы – хор, оркестр народных инструментов и симфонический оркестр. Хоровые дисциплины в Минском музыкальном техникуме преподавали высоко квалифицированные музыканты – выпускник Московской консерватории, один из организаторов Белорусской студии оперы и балета, а позднее хормейстер и дирижер Государственного театра оперы и балета БССР Г.Петров (1888 – 1960), а также композитор и опытный хоровой дирижер М.Матиссон (1881 – 1940) [289].

Важную роль в развитии академического хорового исполнительства и подготовке профессиональных хормейстеров высшей квалификации сыграла Белорусская государственная консерватория, созданная в 1932 году. В 1934 году в консерватории было открыто отделение хорового дирижирования, и работу хорового класса возглавил выпускник Московской консерватории И.Бари. Подготовка специалистов происходила здесь на качественно новом уровне. Студенты отделения хорового дирижирования изучали не только общемузыкальные, но и широкий круг специальных хоровых дисциплин. Работа хора базировалась на исполнении музыки композиторов русской и зарубежной классики: А.Аренского, И.Баха, Л.Бетховена, С.Танеева, П.Чайковского, П.Чеснокова, Ф.Шуберта. Применение своим профессиональным знаниям и навыкам выпускники музыкальных техникумов и консерватории находили, прежде всего, в качестве артистов создававшихся профессиональных хоровых коллективов, а также руководителей самодеятельных хоров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: