Понятие несовершенной конкуренции

РЕФЕРАТ

По дисциплине <<Экономическая теория>>

На тему: <<Несовершенная конкуренция и теория игр>>

 

 

Выполнил: студент группы 31-ЭЭ

Непомнящих Г.С.

Проверил: преподаватель

Варакса А.М.

 

 

Новосибирск 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….……3

1. Понятие несовершенной конкуренции……………………………….....……4

2. Несовершенная конкуренция на страховом рынке…………………….……7

3. Теория олигополии и теория игр в современной экономике…………...…..9

3.1 Классификация игр…………………………………………………………..14

3.2 Модели теории игр…………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………19

Список используемой литературы……………………………………………..21

 

 

Введение

На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене. Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. При максимизации прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Данная проблема очень актуальна для наших дней, так как многие рынки (начиная от рынков автомобилей и заканчивая крупяными изделиями для завтрака и фирменными ресторанными блюдами) являются несовершенно конкурентными.

Целью работы является изучение рынка несовершенной конкуренции.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие рынка несовершенной конкуренции;

- изучить формы конкуренции в условиях монополистического производства, ценовую и неценовую конкуренцию;

- подробное изучение теории игр.

- Объектом исследования являются платные конкуренция. Предметом исследования является рынок несовершенной конкуренции.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, дедукция. Теоретической и методической базой исследования является литература, касающаяся рассматриваемой темы, в том числе труды таких авторов как: Артамонов В.С., Белокрылова О.С., Лымарь Е.Н., Пехтерева Е.А. и другие

 

Понятие несовершенной конкуренции

Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него;

г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга;

д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее

Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной

конкуренции:

- чистая монополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция

Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:

- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);

- наличие государственных патентов и лицензий;

- исключительные права на важнейшие источники сырья;

- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение)

Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства - явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. Практически в любом городе один продавец продает электроэнергию, обеспечивает водоснабжение, оказывает телеграфные услуги, обеспечивает транспортные перевозки и т.д. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.

Олигополия (от греческого олиго - немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж. Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3-4 фирм, называется «жесткой»; состоящая из 4-9 фирм, на долю которых приходится 70-80% рынка, называется «аморфной». Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника)

Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли, будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции

Рассмотрим монополистическую конкуренцию. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства

Помимо трех основных типов (моделей) существуют и другие модели рынка несовершенной конкуренции: дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя; монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель; дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов; олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли

Различают следующие виды монополии:

1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производстводвумя или более фирмами. Основная причина существованияестественной монополии - это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т. д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическаясистема России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т. д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли быубытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами (например, монополия, владеющая минеральной водой из источника «Боржоми»)

2. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополиипутем выдачи патентов (так выросли всемирно известныефирмы «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).

3. Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию

Итак, некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, т.к. в корне может измениться технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: