double arrow

Чествование св. креста

Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, и стал орудием спасения всех людей:

2 Кор. 5:21. «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.»

Еф. 5:2. «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.»

Евр. 9:28. «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидаюших Его во спасение.»

Кол. 1:20. «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его и земное, и небесное. Ср.: Ин. 12:32-33; 1 Пет. 2:24.»

Крест явился знаменем нашей веры (Чис. 21:8; Ин. 3:14; Пс. 59:6).

 

Крест был как бы жертвенником для Иисуса Христа, а нарочитая честь всегда подобает жертвеннику:

Мф. 23:19. «Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?»

Мф. 23:20. «Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем.»

 

В Ветхом Завете уделялась честь даже орудию, послужившему на добро:

1 Цар. 21:9. «И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода.»

2 Мак. 15:15. «Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал:»

2 Мак. 15:16. «возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов.»

Посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все эти свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом (Прем. 14:7: «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда»), прославленным подножием ног Господних (Ис. 60:13).

Слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым»:

1 Кор. 1:18. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.»

Апостолы «хвалятся» крестом Христовым:

Гал. 6:14. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.»

Злых же людей считают врагами креста Христова:

Флп. 3:18. «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.»

 

Взглянем беспристрастно: кто почитатели и кто враги креста Христова?

а) В момент распятия Господа у креста стояла Божия Матерь и ученик, которого любил Иисус, далее взирали на крест жены мироносицы. В это же время толпа иудеев, побуждаемая фарисеями и книжниками кричала: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста».

б) По обеим сторонам Христа распяты были два разбойника, один из коих, вместе с толпою иудеев, издевался над страждущим Господом словами: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста и нас спаси», а другой только воззвал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем»; спрашивается, который из них получил пользу от соседства с крестом Христовым?

в) Взглянем еще: кто хвалится крестом Христовым и кто ругается над ним? Хвалится св. апостол Павел (Гал. 6:14), а издеваются над ним сектанты, когда говорят: «Крест осквернен грехами нашими, так как они будто бы пригвождены ко кресту». Не могут сектанты понять того, что ко кресту пригвождены были не грехи, а Сам безгрешный Христос, Который Кровию Своею, пролитой на кресте, очистил грехи наши.

г) Итак, не будем стыдиться столь великого блага (говорит св. Иоанн Златоуст о кресте), да не постыдится и нас Христос, когда придет во славе Своей и когда знамение креста явится пред Ним (Мф. 24:30).

 

О крестном знамении

 

Св. апостол Павел пишет: «Прославляйте Бога в душах ваших и телах ваших» (1 Кор. 6:20). А прославляя Бога, мы должны и хвалиться Им (1 Кор. 1:31). Но как прославлять Бога, как хвалиться Им может телом своим человек? А ведь мы должны исповедать Его всем существом своим. Вот как может тело принимать участие в исповедании: апостол пишет, чтобы верующие на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки (1 Тим. 2:8), и все делали во славу Божию. Если Царь и пророк Давид заповедует возносить руки во имя Бога (Пс. 62:5), то и мы, христиане, вознесем руки свои во имя распятого Христа, творя ча себе крестное знамение, в котором и выражается наша вера в Распятого и наша хвала Им (Гал.6:14).

Так как крест есть священное орудие и знамя нашей веры, то всяческое употребление его спасительно Для нас. Во время молитвы мы на себя рукою полагаем крестное знамение в знак того, что мы не стыдимся исповедывать нашу веру в Распятого:

1 Кор. 2:2. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.»

2 Тим. 1:8. «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога.»

И что мы надеемся быть услышанными Богом только в силу крестных заслуг Иисуса Христа:

Ин. 16:23. «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.»

Носим знак «поругания» Христа:

Евр. 13:13. «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.»

Сохраняем «печать Бога живаго на челем своем:

Откр. 7:2. «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:»

Откр. 7:3. «не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.»

Откр. 9:4. «И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.»

Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы:

1 Тим. 2:8. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.»

Св. отцы о крестном знамении

а) Св. Иустин Мученик (умерший в 165 году по Рождестве Христовом) говорит: «Чтобы воздавать Богу лучшее, христиане должны молиться на восток и изображать крестное знамение правой рукои».

б) Св. Кирилл Иерусалимский: «...Посему не стыдимся исповедывать Распятого: с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, пред сном, когда ложимся и когда встаем бываем в пути и покоимся». Эти свидетельства ясно говорят о том, что и первые христиане осеняли себя крестным знамением, слагая для этого персты свои особым образом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: