О крестных ходах и хоругвях

 

«Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:13).

Крестным ходом с хоругвями, иконами в преднесении креста — как поругания от врагов Христовых и славы нашей, мы, православные христиане, и выполняем повеление апостола, выходя из храмов и обходя веси и города со знаменами победы Христа Спасителя над диаволом и его слугами.

Что было в древности установлено Самим Господом, то свято и ненарушимо соблюдается в Церкви Православной. Как в древности народ еврейский, которому вверена была величайшая святыня кивота завета Господня, призывая помощь свыше, в важнейших случаях совершал торжественные процессии с ковчегом Господним (Нав. 3:9-17; 6:5—19; 1 Пар. 16:1), так и ныне христиане совершают свои крестные ходы не только в особые праздничные дни, но и во всяких особенно важных обстоятельствах общественно-религиозной жизни, во дни бедствий и посещения грозного гнева Божия, каковы: война, голод, болезни моровые, засухи, ненастье, неурожай н т. п.

Начало крестных ходов, как прообраз, указано еще ветхозаветной Церковью:

Нав. 3:3. «И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним.»

Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые цари: Давид (2 Цар. 6:1-3; 1 Пар. 13:1-7; 15:29) и Соломон (3 Цар. 8:1-5;2Пар.5:2,6).

В Новом Завете установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос:

Ин. 19:16. «Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.»

Ин. 19:17. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.»

Продолжателем этого божественного установления был Симон Киринейский:

Мф. 27:32. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Ср.: Мк. 15:21; Лк. 23:26.»

На крестоношение указывает и апостол, когда говорит:

Евр. 13:13. «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.»

Нынешние крестные ходы ясно изображают нам самый первоначальный ход к Голгофе (Ин. 19:16-18). Как там Симон Киринейский впереди всех нес крест, ему следовали Сам Иисус Христос и Матерь Его и с Нею шествовали многие от святых и ученики Христовы, апостол, которого любил Иисус, жены мироносицы и многие из уверовавших, — так и у нас в преднесении креста несут хоругви и образа с изображением Спасителя нашего, Божией Матери, учеников Христовых — апостолов и многих других святых угодников Божиих. Разница только в том, что тогда Господа и святых окружали еще и неуверовавшие иудеи — распинатели Христа, а теперь шествуют одни верующие христиане.

 

О кресте Христовом

 

Св. Церковь воспевает: «Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви... крест Ангелов слава и демонов язва»...

Ничего так демон не боится, как креста, охраняющего верующих христиан всей вселенной от козней врага нашего спасения — злого духа (Кол. 2:15).

Но этот враг не дремлет — ведет упорную борьбу против креста Христова и его почитателей. Демон через своих служителей всячески старается умалить значение креста и с этою целью возводит даже и такую кощунственную клевету на крест — орудие нашего спасения: «Это (говорят служители сатаны про крест Христов) есть позорная плаха, придуманная для казни злодеев, а потому-де чествовать плаху неуместно».

Когда на крестах казнились отъявленные злодеи, то для них крест был позором, но когда ко кресту пригвоздили Того, Кто и веки сотворил, Кто приходил спасти род человеческий от проклятия и смерти и Своею Кровию пречистою обагрил крест, тогда этот крест для нас стал величайшею святынею, как орудие нашего спасения.

Крест — древо, знамя

Св крест, как орудие нашего спасения, прообразован был различными способами еще в Ветхом Завете. Патриарх Иаков крестообразным сложением рук при благословении детей Иосифа прообразовал форму креста:

Быт. 48:13. «И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля (Иакова), а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.»

Быт. 48:14. «Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассня был первенец.»

Быт. 48:15. «И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,»

Быт. 48:16. «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих.»

Пророк Исаия словами своими предсказал о древесном составе «подножия ног» Божиих — вещественное устройство креста:

Ис. 60:13. «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.»

Ис. 60:14. «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.»

Когда Израильтяне гибли в пустыне от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, Моисей, по повелению Божию, поставил среди поля медного змея, и всякий, взиравший на него, исцелялся:

Чис. 21:8. «И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив.»

Чис. 21:9. «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека он, взглянув на медного змея, оставался жив.»

Но этот медный змей, по свидетельству Самого Христа, был прообразом Сына Человеческого, вознесшегося на крест за грехи людские:

Ин. 3:14. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.»

Ин. 3:15. «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

Ин. 12:32. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.»

И если змей медный предуказывал собою Распятого Христа, то вещественное «знамя» змеево предуказывало собою вещественный крест Христов (см. Чис. 21:8-9; Ин. 3:14).

Самое древо крестное в Слове Божием признается средством для достижения правды:

Прем. 14:7. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!»

1 Пет. 2:24. «Он (Иисус Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.»

Крест служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом:

Еф. 2:16. «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.»

Как через вещественное древо произошло падение человека, так через вещественное древо совершено и его спасение:

Быт. 3:17. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Ср.: 1 Пет. 2:24.»

Слово Божие от нас требует веры во «Христа распятого», но как можно представить себе распятого без орудия креста?

1 Кор. 1:23. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллннов безумие.»

1 Кор. 2:2. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.»

Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест как на орудие, посредством которого Он привлекал всех к Себе:

Ин. 12:32. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.»

Ин. 12:33. «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Ср.: Ин. 3:14.»

Он же говорил при жизни, что второму пришествию Его на землю будет предшествовать знамение Сына Человеческого — крест:

Мф. 24:30. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.»

По слову пророка Давида, не иное «знамя» должны верующие поднять ради истины, как крест вещественный:

Пс. 59:6. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины.»

Тем же самым знаменем крестным для единения в вере собраны рассеянные иудеи и язычники:

Ис. 11:12. «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.»

То же знамя несомненно имеет явиться на небе при кончине мира (см. Мф. 24:30).

Отсюда для всего христианского мира крест стал общим знаменем веры христианской.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: