Б) Различие между кумиром, или идолом, и священным изображением

Идол есть ложь (Иер. 51:17), язычники, не видя Бога, не зная лица Его (Втор. 4:15-16), тем не менее думали изобразить Его в своих истуканах, например Ваала, Астарты, Хамоса, Молоха (3 Цар. 11:5-7), Зевса, Эрмия, Артемиды (Деян. 14:12-27), и даже изображали Бога в виде крокодила, змей, коршуна, быка и т. п. Все это ложь.

Но вот истинный Бог явился во плоти (1 Тим. 3:16). Единородный Сын Его родился от Духа Святого и Марии Девы и открыл нам Отца (Ин. 1:18; 14:9). После этого явилась возможность изобразить Бога во плоти. Нам дорог лик Спасителя нашего, мы желаем наслаждаться лицезрением Его Божественного лица и совершенного Им дела искупления, как через Слово Божие, так и через священные изображения, которые так же, как и раскрытая Библия, понятны и для малого, и для неграмотного. Ведь желаем же мы иметь, бережем и чтим портреты близких нам людей, так почему же не должны чтить и благоговеть перед изображением Спасителя нашего. Его ближайших слуг и друзей?

«Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница:

а) Идолы появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» (Деян. 17:29; Прем. 13:1-10; 14:12—21; Иер. 10:14-15).

б) Св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, во имя Божие и вследствие повеления святейшей воли Божией (Исх. 25:1,18;26:1).

В религиозном значении разница выразилась в том, что в кумирах и идолах язычники видели своих богов, богинь и разных небожителей:

Прем. 13:10. «Но более жалки те, и надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср.: Прем. 15:14-15 и Откр. 9:20.»

Но фигуры на крышке ковчега завета и на занавеси представляют собою изображения небожителей — херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь, и эти изображения сделаны были по заповеди Господней (Исх. 25:18;26:1;Лев.16:2).

В религиозном употреблении также существовала разница: изображения херувимов на занавеси и на крышке ковчега завета поставлены были в храме в срединной части, куда лицом обращен был молящийся народ. И здесь перед изображением первосвященник по повелению Божию курил фимиам:

Исх. 40:26. «И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою»

Исх. 40:27. «и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. Ср.: Лев. 16:12-15; 3 Цар. 8:7, 22.»

Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»:

Иер. 10:14. «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Ср.: Прем. 13:1-10; 14:12—21.»

Изображения херувимов или св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией:

Исх. 26:1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою. Ср.: Исх. 25:18-21.»

Языческие кумиры и идолы не представляют собою ничего божественного и священного, так как в них признаваемы за богов и чествуемы были бессмысленные камни и вообще вещи:

Ис. 44:16. «Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест до сыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».»

Ис. 44:17. «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Ср.: Иер. 2:28; Авв. 2:8-19; Прем. 13:10.»

Идолы представляют из себя разных животных (Деян. 7:41; Рим. 1:23; Прем. 15:18-19), неразумные силы природы и светила (Деян. 7:42-43; Прем. 13:1-3), затем даже грешного человека со всеми его страстями (Рим. 1:23; Прем. 14:15-21; Дан. 14:3,6).

А сделанные по заповеди Божией иконы херувимов представляют нам действительных священных личностей, которые наиболее приближены ко Господу:

Пс. 17:11. «И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.»

Иез. 10:4. «И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.»

Иез. 10:5. «И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит.»

Иез. 10:18. «И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами.»

Иез.10:19. «И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними.»

Христианские св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры и идолы обнаруживают бессилие вообще и особенно в сравнении с действительными священными предметами:

1 Цар. 5:3. «И встали Азотяне рано на другой день и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред Ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.»

1 Цар. 5:4. «И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред Ковчегом Господним; голова Дагонова и (обе ноги его и) обе руки его (лежали) отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.»

Дан. 14:23. «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.»

Дан. 14:27. «Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!»

Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную Силу:

2 Цар. 6:6. «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его.»

2 Цар. 6:7. «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.»

2 Цар. 6:11. «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Ср.: 1 Цар. 5:4; Чис. 21:8.»

Своих идолов и кумиров язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов:

Прем. 13:10. «Но более жалки те, и надежды их — на бездушых, которые называют богами дела рук человеческих! золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.»

Прем. 14:7. «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!»

Прем. 14:8. «А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его — за то, что сделал; а это тленное названо богом.»

Прем. 15:15. «Они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления глаз для зрения. Ср.: Ис. 44:17.»

Сделанные по Божию повелению фигуры никогда не признаются и не называются богами (в собственном смысле), но прямо называются «херувимами», «изображениями херувимов», так что св. иконы суть только как бы портреты св. личностей:

3 Цар. 6:29. «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Ср.: Исх. 37:7.»

Язычники при чествовании своих идолов и кумиров честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола и кумира:

Прем. 14:16. «По повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.»

Дан. 14:3. «Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер.»

Дан. 14:6. «Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?»

Напротив, при правильном христианском чествовании св. икон честь и поклонение относится не к вещи, но через изображение возносится к самому лицу изображенному:

Исх. 30:8. «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.»

Чествующие идолов и кумиров входят в общение с бесами:

1 Кор. 10:19. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?»

1 Кор. 10:20. «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.»

А чествующие св. иконы входят в общение с истинным Господом Богом:

Исх. 30:6. «И поставь его (жертвенник) пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. Ср.: 3 Цар. 9:3.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: