Подъязыки научного стиля

Для научного стиля характерно также выделение подъязыков наук. Каждая достаточно развитая отрасль знания обладает своим подъязыком. Можно говорить о подъязыках химии, физики, математики, электроники, машиностроения, экономики, права, истории и т.д. Каждый из этих подъязыков возник на основе общелитературного национального языка, вобрал в себя большое количество стилистически ней-тральных единиц и поэтому не может являться замкнутой, самодостаточной системой. Несмотря на это язык различных наук в достаточной степени отличается друг от друга: работы по химии изобилуют химическими формулами, исторические труды – датами, а математические работы – уравнениями и т.д.

Все подъязыки пользуются совпадающей в основных чертах системой языковых средств и отличаются друг от друга не тем, как говорят, а тем, о чём говорят.

6 Типы периферийных текстов: заглавие, аннотация, подтексты и послетексты

Периферийные тексты группируются следующим образом: 1) заглавия, 2) аннотации, 3) предтексты (и по слетексты), 4) послетексты. В заголовках (заглавии и оглавлении в целом) содержание произведения обобщается и представляется в наиболее сжатой, лапидарной форме; для научной коммуникации это имеет важное значение в справочнобиблиографическом, а также справочноэпистемическом плане. В аннотациях фиксируется тематическая информация, причем преимущественно в окружении эпистемической. В предтекстах (предисловии, вступительной статье, введении) читателю дается общее представление о знании, излагаемом в основном тексте, формируется эпистемический контекст, посредством которого осуществляется связь с общим фондом знания. В послетекстах (выводах, заключении, послесловии) ретроспективно представлено новое знание, прогнозируется его дальнейшее развитие, раскрываются возможности использования, актуализируются отдельные компоненты эпистемической ситуации в онтологическом, аксиологическом и методологическом отношении. Периферийные тексты призваны передать стратегию поиска в определенной области научного знания, причем стратегию, которая хотя бы частично реализована в основном тексте. Стратегия поиска научного знания обусловлена уровнем исследовательской практики. В частности, неявное осознание характера познавательной деятельности приводит к синкретичному выражению аксиологического и методологического аспектов знания, поскольку актуальным считается лишь онтологический аспект знания. В этом случае естественным было бы считать, что методологическую функцию в познании выполняют категории мышления. Однако пока не существует эффективного метода, с помощью которого можно было бы выявить все категории мышления, реализованные в текстах, и неизвестно, можно ли вообще составить полный список подобных категорий. Затруднение 232 связано также с отсутствием эффективного критерия, позволяющего отделить категории от понятий, и нечеткостью различий между понятиями и категориями. Поэтому мы исходим из того, что наиболее широкие терминологические понятия являются полифункциональными: каждое понятие выражает объект познания (онтологический аспект эпистемической ситуации), является средством исследования (методологический) и представляет собой форму и знания (аксиологический аспект).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: