Школа С. Д. Рубинштейна

 

Деятельностный подход (формулируемый также, как принцип единства сознания и деятельности) разрабатывался А.Н.Леонтьевым в развитие идей Л.С.Выготского.

Мы уже упоминали выше о том, что деятельностный подход разрабатывался, независимо от этой линии основателем другой отечественной психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889—1960 гг.) и был им обозначен впервые, уже в начале 20-х гг. XX в., при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой — одна из важнейших мыслей С.Л.Рубинштейна): «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого».

Если для школы Л.С.Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л.Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие. Через принцип деятельности Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность — один из уровней (важнейших уровней!) изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Л.С.Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак (вспомните различение натуральных и высших психических функций), то для С.Л.Рубинштейна — деятельность. Если для Л.С.Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для С.Л.Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Чем определяется деятельность? Деятельность определяется своим объектом, говорит С.Л.Рубинштейн, и, казалось бы, здесь можно усмотреть аналогии с подходом бихевиористов — внешние причины определяют активность; однако — и это принципиально — деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Это означает, что внешние причины действуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное Рубинштейном понимание принципа детерминизма.

При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность, имеющая сложную многоуровневую структуру. С точки зрения С.Л.Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности.

Рубинштейн отличает деятельность от поведения; точнее сказать, в его понимании, поведение — особая форма деятельности. Причем для Рубинштейна поведение — нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана (в данном случае имеется в виду «вещная» сфера) переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных).

Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения является поступок. Отметьте отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева: если для Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то Рубинштейн, как отмечал один из крупнейших его последователей А.В.Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.

В отношении структуры деятельности выдающимися отечественными психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л.Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

Отметим еще один принципиальный момент. Психическое Рубинштейн рассматривал, прежде всего, как процесс — движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты (результаты) — образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и другие операции. При этом мышление, как процесс, связано с мышлением, как деятельностью личности, то есть с мотивацией, способностями.

Как отмечал А.В.Брушлинский, такой подход позволяет по-новому определить предмет психологии. Психология, понятая с позиций С.Л.Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

Крупнейшие ученики и последователи С.Л.Рубинштейна — Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1932 г.), Людмила Ивановна Анцыферова (род. 1924г.), Андрей Владимирович Брушлинский (1933 — 2002 гг.), Алексей Михайлович Матюшкин (род. 1927 г.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: