Школы Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна — далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя, в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.
Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950 гг.). Д.Н.Узнадзе рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении).
Всякое поведение, по Д.Н.Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность — основа целесообразной избирательной активности человека.
Концепция Д.Н.Узнадзе в теоретическом плане была, фактически, противопоставлена, так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме — внешние раздражители непосредственно определяют поведение.
Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Основная методика строилась, примерно, следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача — например, его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше. Такая задача предъявлялась 10— 15 раз, с тем чтобы установка — готовность оценивать шары как больший и меньший — зафиксировалась. Затем, в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; испытуемый же — в силу сформировавшейся готовности — оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого.
В таких — на первый взгляд, простых — опытах было выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка — не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие. Так, установка, созданная в гаптической («на ощупь») сфере, при оценке величины шаров, проявляется в области зрительного восприятия, влияя на оценку величины кругов.
Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Д.Н.Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.
Специфически человеческим можно считать явление «объективации», то есть акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять-таки, вырабатывается готовность к деятельности, то есть установка.
Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория отношений Виктора Николаевича Мясищева (1892—1973 гг.), представляющая особый подход — в рамках марксистской методологии — к проблемам личности.
В.Н.Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Основные стороны психической жизни, по В.Н.Мясищеву, — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.
Система отношений — психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н.Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера — превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В.Н.Мясищев рассматривал неврозы.
Известный отечественный психолог Борис Михайлович Теплов (1896—1965 гг.) в ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия. В дальнейшем занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепциюспособностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности.
Используя концепцию И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового направления — дифференциальной психофизиологии («Проблемы индивидуальных различий» — 1961 г.).
Видный отечественный физиолог Петр Кузьмич Анохин (1898—1974 гг.) в отличие от И.П.Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об адекватности или неадекватности ее (обратная афферентация). Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого П.К.Анохин считал условный рефлекс. На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем.
Центральное место в научной деятельности Бориса Федоровича Ломова (1927—1989 гг.) занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами («Человек в системе управления» — 1968 г.; «Человек и техника» — 1966 г.). Именно Б.Ф.Ломовым были заложены основы разработки проблем инженерной психологии в нашей стране. Изучая общие проблемы методологии психологии, Ломов сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал роль и место психологии в системе других наук.
Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972 гг.). Б.Г.Ананьев развивал некоторые важные положения В.М.Бехтерева, — инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины — человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений:
— изучение человека как биологического вида;
— анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;
— изучение человека как личности;
— анализ проблем человечества.
Главная работа Б.Г.Ананьева, вышедшая в 1969 г., носит название «Человек как предмет познания». В своем подходе к человеку Б.Г.Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности.
Развитие индивида — это онтогенетическое природное развитие человека — зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость.
Личность же — субъект общественного поведения и общения (общение Б.Г.Ананьев рассматривал, как особую деятельность, наряду с предметной деятельностью и познанием).
Начало личности человека наступает намного позже, чем начало индивида, и связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств общения и деятельности.
Заканчивая рассмотрение вопроса, посвященного развитию нашей отечественной психологии, нельзя не сказать, хотя бы кратко, о психологическом «флагмане» нашей науки, из стен которого вышли многие, известные сегодня всей стране, ученые и практики.
В декабре 1965 г. был подписан приказ о преобразовании отделения психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в факультет психологии. Первым деканом факультета был назначен профессор А.Н.Леонтьев. На момент создания факультет имел в своей структуре всего три кафедры:
— общей и прикладной психологии;
— психофизиологии и нейропсихологии;
— педагогики и возрастной психологии.
К 1970 г. число кафедр удвоилось, а в настоящее время в структуру факультета психологии МГУ входит 10 кафедр.
После смерти Алексея Николаевича Леонтьева — более 13 лет бессменно возглавлявшего факультет, в 1979 году деканом был назначен профессор Алексей Александрович Бодалев (род. 1923 г.). С 1986 г. факультет возглавил профессор Евгений Александрович Климов (род. 1930 г.), а в мае 2000 г. деканом факультета стал профессор Александр Иванович Донцов (род. 1949 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы завершаем изучение нашего курса по дисциплине «История психологии».
В данный курс вошли основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью.
Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем. По всей видимости, вы не смогли не обратить внимание на разнообразие — ив ряде случаев принципиальную несовместимость некоторых основных принципов понимания сути психологии в различных школах — например, в бихевиоризме и гуманистической психологии, — и, соответственно, разнообразие в понимании предмета психологии, начиная с периода психологического кризиса.
Вспомните, что выступало в разных школах в качестве основного предмета изучения:
закономерности строения сознания (структурализм);
его функции (функционализм);
закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ);
закономерности поведения (бихевиоризм);
закономерности формирования и функционирования целостных психических структур (гештальтпсихология и связанные с ней направления);
закономерности формирования высших психических функций (культурно-историческая теория);
закономерности формирования деятельности (деятельностный подход);
закономерности формирования установки (теория установки);
закономерности формирования отношений (теория отношений);
закономерности формирования самоактуализации (гуманистическая психология);
закономерности формирования измененных состояний сознания (трансперсональная психология) и др.
Основные понятия курса для облегчения запоминания и повторения изученного даны в кратком словаре психологических терминов в конце учебного пособия. Кроме того, в пособие включен именной алфавитный указатель, а для облегчения поиска необходимой персоналии — напротив каждой фамилии указана соответствующая страница.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.— М., 1995.
2. Анцыферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
3. Аристотель. О душе. — М., 1937.
4. Аристотель. Сочинения. Т. 1. — М., 1975.
5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.
6. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.
7. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М., 1991.
8. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. — Пг., 1923.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. — М., 1979.
10. Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985.
11. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке, — М., 1983.
12. Бэкон Ф. Новая Атлантида. — М., 1954.
13. Бэкон Ф. Новый Органон. — М., 1938.
14. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. — М., 1930.
15. Валлон А. От действия к мысли. — М., 1956.
16. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. — Пг., 1917.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982.
18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976.
19. Гельмгольц. Сочинения. Т. 1—5. — СПб., 1895—1897.
20. Гербарт И.Ф. Избранные произведения. — М., 1938.
21. Гербарт И.Ф. Психология. — СПб., 1895.
22. Геродот. История. — М., 1993.
23. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1964.
24. Грановский Т.Н. Лекция по истории средневековья. — М., 1964.
25. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1995.
26. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. — М., 1986.
27. Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950.
28. Джеймс У. Психология. — М., 1991.
29. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней.—М., 1990.
30. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
31. Ибн Сина А. Канон врачебной науки. Кн. 1. — Ташкент, 1954.
32. Из истории русской психологии. — М., 1961.
33. История зарубежной психологии. Тексты. — М., 1986.
34. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М., 1990.
35. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян.—М., 1930.
36. Коффка К. Основы психического развития. — М.;Л., 1934.
37. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. — СПб., 1912.
38. Ланге Н.Н. Психология. — М., 1914.
39. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. — М, Л., 1936.
40. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1,2. — М., 1983.
41. Личность в XX столетии. — М., 1979.
42. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. — М., 1960.
43. Лопатин Л.M. Аксиомы философии. — М., 1996.
44. Лопатин Л.M. Философские характеристики и речи. — М., 1995.
45. Лукреций К. О природе вещей. — М., 1936.
46. Материалисты Древней Греции. — М., 1955.
47. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
48. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. — Дубна, 1995.
49. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
50. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.; Л., 1951.
51. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии.—М., 1998.
52. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. — Ростов-н/Д., 1996.
53. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.—М., 1994.
55. Платон. Сочинения: В 3 т. — М., 1968.
56. Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989.
57. Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., 1959.
58. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
59. Рибо Т. Современная германская психология. — СПб., 1895.
60. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.
62. Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1958.
63. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975.
64. Соловьев B.C. Избранное. — СПб., 1994.
65. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. — М., 1957.
66. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. — М., 1960.
67. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. — Одесса, 1925.
68. Ухтомский А.А. Доминанта. — Л., 1966.
69. Франк С.Л. Предмет познания. Душа человека. — СПб., 1995.
70. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
71. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. — М., 1993.
72. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. — М., 1991.
73. Фрейд З. «Я» и «ОНО»: В 2 т. — Тбилиси, 1991.
74. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1966.
75. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
76. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.
77. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.
78. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1990.
79. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — М., 1980.
80. Хрестоматия по психологии. — М., 1987.
81. Челпанов Г.И. Мозг и душа. — М., 1912.
82. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. — М., 2001.
83. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — М., 1927.
84. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. — М., 1927.
85. Юнг К. Архетип или символ. — М., 1991.
86. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
87. Якунин В.А. История психологии. — СПб.,2001.
88. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. — СПб., 1993.
89. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.