Памятка-алгоритм по разработке логико-смысловой модели

ЛСМ состоит из двух компонентов: смыслового (ключевые слова) и логического (порядок расположения смысловых единиц – это график – система координат, связывающий эти слова-понятия по смыслу).

Основой конструкции логико-смысловой модели является опорно-узловая система координат солярного (радиально-кругового) типа с помещёнными на ней ключевыми элементами содержания учебного материала на естественном языке. По образцу такой системы координат можно представить любую тему по любому учебному предмету; помимо этого, по такому же образцу можно разложить содержание каждой координаты и каждого узла любой координаты (свойство фрактальности, т.е. самоподобия, модели). Модель – в самом широком смысле слова – любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта; как правило, она играет роль минисправочника.

К моделям, выполняющим инструментальные функции в обучении, предъявляются требования, которые рекомендуется учитывать их составителям:

– чёткая структура и логически удобная форма представляемого знания;

– “каркасный” характер (фиксация наиболее важных, узловых моментов);

– универсальность (пригодность для решения широкого спектра задач);

– психологическая поддержка пользователя (обеспечение режима самоорганизации).

Проектировщику ЛСМ необходимо действовать по следующему плану:

1 выбрать “каркас” (как правило, восьмилучевого вида);
2 определить круг изучаемых вопросов (тему, раздел знаний);
3 разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы;
4 сформулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы (координаты);
5 провести смысловую грануляцию знаний в каждой группе;
6 сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
7 выявить смысловые связи между объектами знаний.

При проектировании каждой темы в её состав включают следующие аспекты:

– этимологический (происхождение понятия);
– генетический (зарождение знания, его развитие, современное состояние);
– внутрипредметные и межпредметные связи знаний;
– прикладное значение знаний для человека, общества, природы;
–отражение знаний в культуре, искусстве и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: