Техническая механика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.04 (270813) Водоснабжение и водоотведение (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплинапрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость;
- определять кинематические параметры движущихся тел;
- определять условия равновесия системы сил.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды деформации и основные расчеты на жесткость, прочность и устойчивость;
- основные уравнения равновесия системы сил;
- кинематические параметры движущихся тел;
- о механических передачах, подшипниках, валах и осях, соединениях деталей машин.
|
|
1.4. Количество часов, необходимое на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: - работа с различными источниками информации (в т.ч. с нормативно-справочной литературой и Интернет-ресурсами), - завершение практических работ и подготовка к их защите; - выполнение домашней контрольной работы. | 30 6 40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1.Теоретическая механика | |||||
Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | ||||
1. | Теоретическая механика и ее место среди естественных и технических наук. Основные исторические этапы развития механики. Материя и движение, Механическое движение. Роль дисциплины в общепрофессиональной подготовке. | ||||
2. | Предмет статики. Основные понятия статики. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила, система сил, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики. | ||||
Практические занятия | - | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельное изучение тем: Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей основных типов | |||||
Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | ||||
1. | Плоская система сходящихся сил. Геометрический и аналитический способы сложения сил. Разложение силы на две составляющие. Определение равнодействующей системы сходящихся сил геометрическим способом. Силовой многоугольник. Условие равновесия в векторной форме. | ||||
2. | Проекция силы на ось, правило знаков. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в аналитической и геометрической формах. | ||||
Практические занятия | |||||
1. | Определение равнодействующей системы сходящихся сил аналитическим и графическим способами | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме, выполнение домашней контрольной работы | |||||
Тема 1.3 Система параллельных сил | Содержание учебного материала | ||||
1. | Система параллельных сил. Пара сил и ее характеристики. Момент пары сил. Сложение пар сил. Условие равновесия системы пар сил. Момент силы относительно точки. | ||||
Практические занятия | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источниками информации по изученной теме. | |||||
Тема 1.4 Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | ||||
1. | Плоская система произвольно расположенных сил. Приведение плоской системы сил к центру. Главный вектор и главный момент системы сил. Теорема Вариньона о моменте равнодействующей. Равновесие плоской системы сил. Уравнения равновесия и их различные формы. | ||||
2. | Балочные системы. Виды опор. Определение реакций опор и моментов защемления. | ||||
Практическое занятие | |||||
1. | Определение опорных реакций консольных и однопролетных балок. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме, самостоятельное изучение темы «Пространственная система сил», завершение практической работы, выполнение домашней контрольной работы | |||||
Тема 1.5 Центр тяжести | Содержание учебного материала | ||||
1. | Центр параллельных сил. Центр тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела. Статический момент площади плоской фигуры относительно оси. Центр тяжести простых геометрических фигур. Определение центра тяжести составных плоских фигур. | ||||
Практические занятия | - | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме, самостоятельное изучение темы «Устойчивость равновесия», выполнение домашней контрольной работы | |||||
Раздел 2.Сопротивление материалов | |||||
Тема 2.1. Основные положения сопротивления материалов | Содержание учебного материала | ||||
1. | Основные положения. Цели и задачи «Сопротивления материалов» и его связь с другими разделами технической механики. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Силы внешние и внутренние. Метод сечений. Напряжение полное, нормальное, касательное. | ||||
Практические занятия | - | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме | |||||
Тема 2.2. Растяжение и сжатие. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Продольные силы. Нормальное напряжение в поперечных сечениях бруса. Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений. Продольная и поперечная деформации при растяжении (сжатии). Закон Гука. Модуль продольной упругости. Коэффициент Пуассона. Механические испытания материалов. Допускаемое напряжение. Коэффициент запаса прочности. | ||||
2. | Расчёты на прочность: проверочный, проектный, определение допускаемой нагрузки. | ||||
Практические занятия | |||||
1. | Расчет на прочность при растяжении и сжатии. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме, самостоятельное изучение тем: Статически неопределимые системы. Температурные напряжения в статически неопределимых системах, Геометрические характеристики плоских сечений, выполнение домашней контрольной работы. | |||||
Тема 2.4 Сдвиг и кручение. | Содержание учебного материала | ||||
1. | Сдвиг и кручение. Понятие о чистом сдвиге. Деформация сдвига. Модуль сдвига. Закон Гука для сдвига. Кручение прямого бруса, круглого поперечного сечения. Крутящий момент, построение эпюр. Напряжение в поперечном сечении круглого бруса, угол закручивания. Полярный момент сопротивления для кругового и кольцевого сечений. | ||||
2. | Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условие прочности. Примеры расчетов. | ||||
Практические занятия | - | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме, самостоятельное изучение темы: «Практические расчеты на срез». | |||||
Тема 2.5 Изгиб | Содержание учебного материала | ||||
1. | Изгиб. Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов, правила их построения. Нормальные напряжения при изгибе. | ||||
2. | Условие прочности при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок. Понятие о касательных напряжениях при изгибе. Линейные и угловые перемещения при изгибе, их определение. Расчеты на жесткость. | ||||
Практические занятия | |||||
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов | |||||
Лабораторные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с различными источникам информации по изученной теме, самостоятельное изучение тем: Рациональные формы поперечных сечений балок. Понятие о касательных напряжениях при изгибе. Линейные и угловые перемещения при изгибе, их определение. Расчеты на жесткость. Устойчивость сжатых стержней, выполнение домашней контрольной работы | |||||
Раздел 3. Детали механизмов и машин | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельное изучение тем: Основные понятия и определения деталей механизмов и машин. Передаточные механизмы. Валы и оси. Муфты. Соединения. Выполнение расчетно-графических заданий: определение кинематических параметров движущихся тел. | |||||
Всего: | |||||
|
|
|
|
|
|